Отклики на полет Ю.А.Гагарина из столиц мира. Полеты первых космонавтов Полет Гагарина в космос открыл космическую эру, этот день стал Днем космонавтики и Всемирной авиации

Полет Ю.А.Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 25 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение. Человечество чтит подвиг Ю.А.Гагарина, и поэтому 108 минутам первого полета человека в космос посвящается огромное количество книг, брошюр, журнальных статей. Кратко напомним и мы здесь эти исторические минуты.

Старт космического корабля "Восток" с Ю.А.Гагариным был назначен на 12 апреля 1961 г. и был произведен в 9 ч 07 мин по московскому времени. "К этому моменту, - вспоминал К. Д. Бушуев, - нервное напряжение охватило всех присутствующих на космодроме, и никто не старался его скрывать. Тревога не вызывалась, какими-либо сомнениями в технике: корабль готовился долго и тщательно, и за это время у нас, участников разработки и подготовки корабля, укрепилась вера в него... И все-таки до сих пор подобное происходило лишь в сказках".

И вот долгожданные команды: "Пуск!"... "Зажигание!"... "Подъем!" - и тут же гагаринское "Поехали!" Однако всеобщее напряжение на космодроме не спадает. "В первые 25-40 с после команды "Пуск!", вспоминает К.П.Феоктистов, - царило всеобщее напряжение. После этого проблем со спасением космонавта в случае аварии становились меньше. В первые же секунды полета, когда высота была еще мала, риск при катапультировании был существенный: в случае аварии ракета должна была упасть поблизости".

Волновался в эти моменты и Ю.А.Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 140-158 в минуту, Лишь к концу активного участка частота сердечных сокращений снизилась до 109 в минуту. Однако космонавт вел непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, фиксировал изменение перегрузок и в моменты отделения ступеней ракеты-носителя, отметил, в частности, что шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. Наконец, сброшен головной обтекатель (корабль прошел плотные слои атмосферы), в иллюминаторе показалась Земля. С легким щелчком раскрылись и встали на место антенны.

"Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые, и тени от них, - сообщает Ю.А.Гагарин. - Красота-то какая!" От волнения он говорит немного сбивчиво, повторяется: "Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое... В иллюминатор наблюдаю Землю". Беспрерывно продолжается диалог космонавта с наземным пунктом связи, с помощью телевизионных камер передаются изображения космонавта, осуществляют дистанционный контроль медики. Наконец, участок выведения кончился, и начался полет Ю.А.Гагарина по орбите вокруг Земли.

На космодроме всеобщее напряжение сменилось почти всеобщим ликованием, которое охватило даже С.П.Королева. Однако еще переживают за свое "детище" конструкторы ТДУ-1, волнуются медики, ведь пока было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю.А.Гагарин должен был пребывать в состоянии невесомости около часа. Некоторые "специалисты", особенно за рубежом, предрекали возможное повреждение психики человека при столь продолжительном пребывании в невесомости.

Состояние невесомости наступило в 9ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю.А.Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропадает. Космонавта несколько приподняло вверх, но ремни задержали. В течение всего полета Ю.А.Гагарин переносил состояние невесомости хорошо, как и во время ознакомительно-тренировочных полетов с кратковременным воспроизведением состояния невесомости. Лишь в конце своего "парения" над Землей он стал ощущать некоторое неудобство в связи с отсутствием давления спинки и сидения кресла на тело.

При выходе на орбиту Ю.А.Гагарин, с некоторой осторожностью приоткрыл прозрачное забрало своего гермошлема. Параметры атмосферы в кабине нормальные. На всем протяжении полета температура автоматически поддерживалась в пределах 19-22°С, давление - 750-770 мм рт.ст., относительная влажность - 62-71%. При взгляде в иллюминатор Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами.

В 9 ч 51 мин по московскому времени, после выхода корабля "Восток" из тени Земли включилась автоматическая система ориентации. В соответствии с программой полета Ю.А.Гагарин поддерживал телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля, в том числе системы ориентации (пользуясь оптическим устройством "Взор"). Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал (а ведь это было непросто в состоянии невесомости), а также на магнитофон, таким же образом регистрировал результаты некоторых медицинских тестов.

В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться "космической" пищей. Он отведал специально изготовленное щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с помощью мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел решающее значение для будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, что в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.

Корабль "Восток" со времени своего старта пересек Тихий океан, обогнул мыс Горн и уже подлетал к Африке, когда в 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки. Она включилась в 10 ч 25 мин по московскому времени, когда космический корабль находился над Гвинейским заливом, Вновь закрыт гермошлем, возникли перегрузки, которые все возрастали. Сильная вибрация, впечатление такое, как будто, спускаясь по баллистической траектории, корабль кувыркался. В 10 ч 35 мин по московскому времени с кораблем "Восток" внезапно пропадает связь.

Этого момента с нетерпением ждали на Земле, где знали, что при входе корабля в плотные слои атмосферы радиосвязь должна прекратиться, но всех волновало, когда наступит момент пропадания связи. "О том, насколько точно прошла ориентация корабля и включился тормозной двигатель, - вспоминает К.П.Феоктистов, - сообщений тогда не поступало, о нормальном прохождении спуска узнавали лишь почти перед посадкой. В частности, по исчезновению радиосигнала, которое должно произойти в определенный момент, высчитанный с точностью до секунды. И это был второй крайне напряженный момент всего полета. Но сигнал пропал точно в расчетный момент".

На высоте 7 км от поверхности произошло автоматическое катапультирование кресла с Ю.А.Гагариным из спускаемого аппарата. После отделения кресла его парашютная система обеспечила благополучное приземление космонавта в окрестности деревни Смеловки в Саратовской области. Чуть раньше совершил посадку спускаемый аппарат. Конструкции и системы корабля были рассчитаны на возможность приземления космонавта в спускаемом аппарате. Но этот вариант рассматривался как резервный. Спуск двухтонного спускаемого аппарата на парашюте вызывал некоторое опасение, и поэтому все космонавты кораблей "Восток" осуществляли посадку с помощью катапультируемого кресла.

Приземление Ю.А.Гагарина произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени, полная продолжительность полета составила 108 мин. Этот полет имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики и поражал своей новизной - все в нем делалось впервые. Первый полет человека в космос стал новым достижением советской науки и техники и сыграл такую же важную политическую роль, как запуск первого искусственного спутника Земли. В США была чрезвычайно ускорена подготовка к первому орбитальному полету американского космонавта, рассчитанному на 3 витка вокруг Земли (Ю.А.Гагарин совершил лишь один виток вокруг Земли). Была сильно сокращена программа летных испытаний по программе "Меркурий", успешно проведены суборбитальные полеты американских космонавтов. Однако полет Г.С.Титова продолжительностью более суток, состоявшийся вскоре после суборбитального полета В.Гриссома, зачеркнул все надежды американских специалистов на "рекордный" полет Дж.Гленна. Если полет Ю.А.Гагарина крайне ущемил самолюбие американцев, то полет Г. С. Титова продемонстрировал полное превосходство СССР в области космонавтики.

Старт космического корабля "Восток-2" с Г.С.Титовым был произведен 6 августа 1961 г. в 9 ч 00 мин по московскому времени. В отличие от Ю.А.Гагарина период старта он воспринял спокойно (зато в период спуска, уже на участке парашютирования, частота сердечных сокращений у Г.С.Титова достигала 156 в минуту). Состояние невесомости поначалу Г.С.Титов переносил хорошо, и опять же в начале этого состояния появилось ощущение полета в перевернутом положении. При полете соблюдался обычный суточный цикл: трехразовое питание, сон и т.д.

Согласно программе полета советский космонавт несколько раз должен был вручную осуществлять управление ориентацией корабля, с помощью репортерской кинокамеры "Конвас" производить съемку Земли через иллюминатор, проводить различные медицинские тесты, делать гимнастические упражнения (физзарядку). Были предусмотрены периоды отдыха, в течение которых Г.С.Титов мог пользоваться широковещательным приемником с плавной настройкой в КВ- и СВ-диапазонах. По своему усмотрению космонавт мог регулировать температуру в кабине корабля. Но и в этом полете космонавт не освобождался от ремней, которыми прижимался к креслу.

Рассказывая о полете Г.С.Титова, необходимо отметить подлинный героизм и огромную силу воли советского космонавта, которые он проявил в ходе выполнения программы полета. К четвертому витку вокруг Земли у космонавта появились явные признаки "морской" болезни: головокружение, поташнивание. Космонавту был предоставлен часовой отдых, но неприятные ощущения не проходили и резко усиливались при наблюдениях "бега Земли" в иллюминатор, при резких движениях головой. Однако, когда космонавт внутренне собирался смотрел прямо перед собой, недомогание исчезало. Волевой настрой помогал, Г.С.Титов сохранял хорошую работоспособность и старался делать все по программе. Вскоре настало время ужина. Естественно, никакого аппетита, но надо! Сон также не шел, почему-то мешали руки - их некуда было девать. В конце концов, подсунув их под ремни, космонавт уснул, сначала беспокойно, затем довольно крепко. После сна самочувствие несколько улучшилось, но недомогание все же не отпускало вплоть до появления первых перегрузок, когда уже исчезло состояние невесомости.

При тщательном послеполетном обследовании никаких отклонений в состоянии здоровья Г.С.Титова не обнаружилось. Однако полет Г.С.Титова заставил по-новому пересмотреть методику тренировок в условиях кратковременной невесомости, создаваемой при полетах на самолетах. Кроме того, для всестороннего решения проблемы требовались новые продолжительные полеты космонавтов.

Тем временем для американцев наступил долгожданный день первого орбитального полета корабля "Меркурий" с американским космонавтом. Старт корабля с Дж.Гленном, первоначально назначенный на декабрь 1961 г., неоднократно откладывался (и по техническим причинам, и из-за неблагоприятных погодных условий) и состоялся лишь 20 февраля 1962 г. на мысе Канаверал в 9 ч 47 мин по местному времени. В программе "Меркурий" этот полет получил обозначение МА-6, а сам корабль Дж.Гленн назвал "Френдшип-7" ("Дружба").

В этом полете, рассчитанном на три витка вокруг Земли, космонавт вел наблюдения через иллюминатор, осуществлял съемку, принимал пищу и пил воду. В конце первого витка начались сбои в автоматической системе ориентации по рысканию, и Дж.Гленн с помощью ручной системы ориентации каждый раз восстанавливал расчетное положение корабля по рысканию. Однако наибольшая неприятность ожидала космонавта на последнем витке: с борта корабля был получен телеметрический сигнал, указывающий на преждевременное ослабление крепления теплозащитного экрана к нижнему днищу корабля.

Если бы во время входа в атмосферу экран отделился, то последствия были бы трагическими: незащищенное днище не выдержало бы нагрева, и корабль потерпел бы катастрофу. На самом деле сигнал был ложным, но никто этого не знал. Поэтому было решено не сбрасывать блок тормозных двигателей после их срабатывания, как это предусматривалось программой. Этот блок, расположённый в центре теплозащитного экрана, крепится к корпусу корабля тремя металлическими лентами. Надеялись на то, что ленты, пока они не расплавятся от аэродинамического нагрева в атмосфере, не дадут отвалиться экрану, а когда они разрушатся, то экран будет прижиматься к днищу скоростным напором.

Однако поскольку блок двигателей не отделялся, нельзя было воспользоваться автоматической системой ориентацией корабля перед его входом в атмосферу для спуска. Поэтому Дж.Гленну вновь пришлось воспользоваться ручной системой ориентации, но уже в самый ответственный момент полета корабля. При спуске космонавт испытал неприятное ощущение, когда увидел через иллюминатор, как мимо корабля проносятся горящие обломки. Он решил, что это происходит разрушение теплозащитного экрана, но это были обломки блока двигателей.

Экран прекрасно выдержал нагрев при входе в атмосферу, но температура в кабине приводнившейся "капсулы" была очень высокой (53°С), резко повысилась и влажность из-за притока морского воздуха. При подъеме на борт подоспевшего эсминца корабль с находящимся в нем космонавтом ударился о борт эсминца, и Дж.Гленн, по его выражению, испытал самый сильный толчок за все время полета.

Продолжительность полета Дж.Гленна составила всего 4 ч 54 мин, что, естественно, намного меньше достижения Г.С.Титова (25 ч 18 мин). Надо отметить, что во время пребывания американского космонавта в состоянии невесомости он не ощущал никаких неприятных физиологических и психологических неудобств. Правда, Г.С.Титов почувствовал недомогание лишь к концу третьего витка вокруг Земли, а к этому моменту Дж.Гленн уже находился на траектории спуска. Поэтому возможность адаптации организма космонавтов к условиям невесомости продолжала оставаться проблематичной и вызывала различные суждения.

Во всяком случае, следующий орбитальный полет корабля "Меркурий" с М.Карпентером был рассчитан на те же три витка вокруг Земли, т.е. был как бы повторением предыдущего полета. Обозначенный в программе "Меркурий" как МА-7, этот полет начался 24 мая 1962 г., спустя 3 мес после первого орбитального полета американского космонавта. М.Карпентер назвал свой корабль "Авророй-7" в честь богини утренней зари.

Вообще говоря, вначале предполагалось, что второй орбитальный полет на корабле "Меркурий" совершит Д.Слейтон, самый опытный летчик в отряде космонавтов после Дж.Гленна. Однако внезапно в его сердечной деятельности обнаружились отклонения от нормы, и в результате он был выведен из отряда космонавтов и заменен М.Карпентером в полете МА-7.

Кстати, Д.Слейтон решил не сдаваться и в конце концов восстановил свое здоровье и вновь был допущен космическим полетам. Такие случаи известны и в среде наших космонавтов, однако Д.Слейтону здесь принадлежит абсолютный рекорд: для того чтобы победить медиков и отправиться в свой полет в космос, ему понадобилось 13,5 лет. Интересно, что никаким специальным лечением он не занимался, единственным средством от своего недуга Д.Слейтон считал многокилометровые пробежки, которые он совершал почти ежедневно.

Однако вернемся к полету М.Карпентера. Как и по своей продолжительности, он и по своей программе не отличался от предыдущего. Правда, М.Карпентеру предстояло не только осуществить ручную ориентацию корабля перед спуском, но и самому подать команду на включение тормозной двигательной установки. Как заявил впоследствии М.Карпентер, он залюбовался видом из иллюминатора, а потому опоздал с включением двигательной установки. Однако и ориентация корабля была осуществлена им неточно, так что тормозная двигательная установка не смогла обеспечить расчетный спуск. Все это вместе привело к тому, что приводнился он совсем в другом месте, чем ожидалось.

При первом орбитальном полете Дж.Гленн приводнился в 64,5 км от расчетной точки, в последующих полетах У.Ширра и Г.Купер совершили приводнение соответственно в 7,2 и 6,4 км от расчетного места. М.Карпентер же оказался в 402 км от расчетного места приводнения, далеко за радиогоризонтом станций слежения, и поэтому связь с ним была потеряна почти на час. И хотя море было спокойно, полное одиночество и абсолютная изолированность от остального мира подействовали крайне деморализующе на американского космонавта. Вскоре он расстался с отрядом космонавтов, а в американской печати вновь появились высказывания о более научно обоснованном подходе к подготовке космонавтов в СССР.

Итак, полет М.Карпентера был повторением пройденного, причем не в лучшем исполнении. Могло показаться, что в США как бы пережидали - отважатся ли в СССР на вторую попытку совершить суточный полет для решения проблемы адаптации организма космонавта к условиям невесомости. Однако не в натуре С.П.Королева повторять пройденное, его следующий шаг поражал своей масштабностью, а проблемам адаптацией решалась уже в рамках многосуточных полетов. 11 августа 1962 г. в 11 ч 30 мин по московскому времени стартовал корабль "Восток-3" с А.Г.Николаевым, а через еще сутки - корабль "Восток-4" с П.Р.Поповичем (в 11 ч 02 мин). Впервые в истории космонавтики был осуществлен групповой полет, который продолжался 3 сут. Расстояние между кораблями в момент выведения на орбиту корабля "Восток-4" составило 6,5 км, и хотя впоследствии происходило увеличение относительного расстояния между кораблями, это не сказывалось на качестве радиосвязи между кораблями. Непрерывное общение друг с другом на орбите создавало впечатление, что на орбите действует единый экипаж. Это имело решающее значение для будущих пилотируемых полетов кораблей с экипажем из нескольких человек.

Особое внимание было приковано к А.Г.Николаеву, которому предстояло выполнить четырехсуточный полет, и к тому же он первым шел по графику полета Г.С.Титова. Однако никаких неприятных ощущений, а тем более расстройств космонавт не ощущал, хотя даже сознательно стремился их вызвать. П.Р.Попович тоже чувствовал себя хорошо на всем протяжении своего полета. Это был очень важный результат, полученный в этом групповом полете. Однако этого результата ожидали, поскольку после полета Г.С.Титова проблеме приспособляемости организма к условиям невесомости стали отводить самое серьезное внимание при подготовке космонавтов. Поэтому данный результат был как бы предопределен еще при подготовке космонавтов на Земле, а космический полет лишь подтверждал надежность используемых методик тренировки.

Важный момент наступил на четвертом витке полета А.Г.Николаева, когда впервые космонавт освободился от привязной системы и начал свободно плавать в кабине корабля. Эксперимент прошел успешно, хотя высказывались и опасения в том, сможет ли космонавт в условиях невесомости вернуться в свое кресло. Сейчас эти опасения могут вызвать лишь улыбку у современного читателя, но в те времена выход космонавта из кресла воспринимался как серьезная проблема. При своем полете А.Г.Николаев 4 раза освобождался от подвесной системы и "наплавал" 3,5 ч, П.Р.Попович - 3 раза (около 3 ч). Для проведения этих экспериментов была переоборудована кабина корабля, и в частности был расширен ее свободный объем.

15 августа космонавты благополучно вернулись на Землю, и этот выдающийся эксперимент был завершен, К этому времени в США заканчивалась подготовка к полету МА-8 по программе "Меркурий". Планировалось, что в этом полете У.Ширра совершит за 9 ч пять витков вокруг Земли - программа весьма скромных масштабов после впечатляющих достижений советских космонавтов. Продолжительность полета А.Г.Николаева более чем в 10 раз превышала время полета американского космонавта и составляла 94 ч 22 мин, продолжительность полета П.Р.Поповича равнялась 70 ч 57 мин.

Старт "Сигмы-7" (так загадочно назвал У.Ширра свой корабль) после нескольких отсрочек произошел 3 октября 1962 г. Впервые полет американского космонавта прошел без всяких происшествий, однако после возвращения На Землю У.Ширра испытывал трудности при ходьбе, и возникло подозрение, что данное обстоятельство вызвано "долгим" пребыванием в состоянии невесомости. Дело в том, что в ходе своего полета советские космонавты в целях избежать последствий пребывания в состоянии невесомости интенсивно занимались различными физическими упражнениями, в то время как американские космонавты не имели такой возможности (напомним, что свободный объем кабины корабля "Меркурий" составлял всего 1,1 м 3).

В 1963 г. завершились программы запусков кораблей "Восток" и "Меркурий". 15 мая стартовал американский космонавт Г.Купер, назвавший свой корабль "Фейт-7" (от английского слова "судьба"). Продолжительность этого полета (обозначенного как МА-9 в программе "Меркурий") составила 34 ч 20 мин и была близка к максимальному времени работы систем американского космического корабля. В ходе полета вновь возникали неполадки в автоматической системе ориентации, но в то же время космонавт при возвращении на Землю никаких отклонений в состоянии своего здоровья не обнаружил. Впервые с эффектом реадаптации человеческого организма к земным условиям ученые серьезно столкнулись через несколько лет, когда А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов вернулись из своего 18-суточного полета.

Неизгладимый след, который оставил после себя групповой полет А.Г.Николаева и П.Р.Поповича, привел к тому, что полет Г.Купера привлек к себе, мало внимания даже в США (об этом чуть позже). К тому же вскоре после этого полета весь мир вновь был потрясен новыми достижениями советской космонавтики. 14 июня в 15 ч по московскому времени состоялся запуск корабля "Восток-5" с В.Ф. Быковским, а 16 июня в 12 ч 30 мин стартовал корабль "Восток-6", впервые в истории космонавтики пилотируемый женщиной - В.В.Терешковой. Новый абсолютный рекорд по продолжительности полета установил В.Ф.Быковский (149 ч 06 мин). Таким образом, каждый из 6 полетов корабля "Восток" стал выдающимся вкладом в развитие всей космонавтики.

Вообще говоря, в США было тоже запланировано шесть орбитальных полетов корабля "Меркурий", однако интерес к этой программе у американцев быстро падал, особенно когда развернулись работы по программам "Джемини" и "Аполлон". В январе 1963 г. из 2500 человек, работавших в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне (ныне им.Л.Джонсона), в программе "Меркурий" было занято только 500 человек, а ведь еще предстоял полет Г.Купера. Прохладное отношение к этому полету со стороны руководства НАСА сильно задело американского космонавта. Совершив полет на одном из первых кораблей "Джемини", Г.Купер вскоре ушел из отряда космонавтов, разочаровавшись, по его словам, в политике НАСА.

Таблица 3 Орбитальные полеты кораблей "Восток" и "Меркурий"
Название корабля Космонавт Перигей, км Апогей, км Наклонение орбиты, град Период обращения, мин
12.IV.1961 Восток Ю.А.Гагарин 181 327 64,95 89,34
6.VIII.1961 Восток-2 Г.С.Титов 183 244 64,93 88,46
20.II.1962 Френдшип-7 Дж.Гленн 161,4 262,8 32,5 88,2
24.V.1962 Аврора-7 М.Карпентер 160,9 268,4 32,5 88,3
11.VIII.1962 Восток-3 А.Г.Николаев 180,7 234,6 64,98 88,33
12.VIII.1962 Восток-4 П.Р.Попович 179,8 236,7 64,95 88,39
3.X.1962 Сигма-7 У.Ширра 161,4 278,2 32,6 88,9
15.V.1963 Фейт-7 Г.Купер 160,9 267,0 32,5 88,7
14.VI.1963 Восток-5 В.Ф.Быковский 174,7 222,1 64,96 88,27
16.VI.1963 Восток-6 В.В.Терешкова 133,9 231,1 64,95 88,3
После полета Г.Купера остались еще два неиспользованных корабля "Меркурий", так как НАСА решило прекратить полеты по этой программе. Больше всех этому воспротивился А.Шепард: первый американский космонавт жаждал как можно быстрее совершить свой первый орбитальный полет. Он настаивал, писал президенту США, но его просьбы оказались безрезультатными. Космонавт как бы предчувствовал, что вскоре его по состоянию здоровья выведут из отряда космонавтов. Командиром корабля "Джемини" в первом его полете стал В.Гриссом. Однако через несколько лет А.Шепард все же вернулся в отряд космонавтов США и возглавил одну из экспедиций американских космонавтов на Луну. Из первых советских космонавтов, помимо А.Г.Николаева, второй полет в космос совершил П.Р.Попович, возглавив экспедицию на орбитальную станцию "Салют-3". Трижды в космос стартовал В.Ф.Быковский (как и У.Ширра из первого отряда американских космонавтов), возглавив, в частности, международный экипаж с З.Йеном (ГДР) при полете на станцию "Салют-6". Наконец, говоря о дальнейшей судьбе первых космонавтов, с прискорбием приходится отметить, что она трагически сложилась, для первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина и американского космонавта В.Гриссома. Первый из них погиб в тренировочном полете на самолете, второй сгорел во время пожара в кабине корабля "Аполлон" при его наземных испытаниях. Некоторые сведения о полетах кораблей "Восток" и "Меркурий" приводятся в табл.3.

В 1959 году в Советском Союзе было принято решение о полете человека в космос, и первые 20 кандидатов начали подготовку . В августе 1960 года Правительство СССР утвердило «Положение о космонавтах», тогда же отобрали «ударную шестерку» для подготовки к первому пилотируемому полёту. В январе 1961 года Ю.А. Гагарин вместе с шестью другими кандидатами, Г.С. Титовым, Г.Г. Нелюбовым, А.Г. Николаевым, В.Ф. Быковским и П.Р. Поповичем, успешно сдали экзамены Государственной комиссии. 3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н.С. Хрущёв. Президиум дал разрешение провести первый в мире полёт человека в космос. 8 апреля на «открытом» заседании Госкомиссии было утверждено задание космонавту: выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта. Ю.А. Гагарин узнал о своём назначении на полёт за два дня до старта, 10 апреля 1961 года.

Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство : «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.» (В день старта старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное звание «майор»).

В 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Восток», которая вывела на орбиту Земли одноместный космический корабль с Ю.А. Гагариным на борту.

После полёта, при детальной расшифровке данных измерений выяснилось, что корабль вышел на более высокую орбиту, чем планировалось: апогей (наивысшая точка) 327 км вместо 230 км расчётных. Если бы тормозная двигательная установка на «Востоке» не сработала, то корабль затормозился бы естественным путём об верхние слои атмосферы не на 5-7 сутки полёта, как предусматривалось резервной системой посадки, а только на 15-20 сутки. Система жизнеобеспечения на кораблях серии «Восток» была рассчитана на 10 суток.

Во время полёта самочувствие космонавта оставалось хорошим. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звёзды, космическое пространство, регистрировал показатели приборов. Свои наблюдения и ощущения он диктовал на бортовой магнитофон. Космонавт вёл бортовой журнал, но в невесомости от него «уплыл» карандаш - и писать стало нечем.

В 9 часов 55 минут «Восток» был сориентирован для схода с орбиты. Автоматическое разделение спускаемого аппарата корабля и приборного отсека не произошло, что привело к вращению корабля со скоростью 30°/с, при входе в плотные слои атмосферы.

Как вспоминал об этой нештатной ситуации сам космонавт : «Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момент разделения. Разделения нет…».

Разделение спускаемого аппарата и приборного отсека произошло по резервному варианту от срабатывания термодатчиков на высоте 130 км с задержкой на 10 минут.

Катапультирование космонавта из спускаемого аппарата произошло на высоте 7 км. На спуске в дополнение к основному парашюту по неизвестной причине вышел и раскрылся запасной. У космонавта возникли трудности с открытием клапана на шлеме для обеспечения дыхания в атмосфере. Посадка произошла в районе деревни Смеловка вблизи города Энгельс Саратовской области, недалеко от берегов Волги. Расчётное место посадки было в 110 км южнее Сталинграда, но «Восток» сел с большим перелётом и в хорошо знакомых Юрию Гагарину местах: в Саратове он учился, в Энгельсе проходил парашютную подготовку.

Сообщение ТАСС : «В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.»

Так полётом Ю.А. Гагарина на корабле «Восток» началась эра полётов человека в космос.

В этот праздничный день мы отдаём дань уважения и памяти, чтим и чествуем героические достижения советского и российского народа в освоении просторов космического пространства!

И мы всегда будем помнить простого русского человека, гражданина СССР - Юрия Алексеевича Гагарина, ставшего первым космонавтом нашей планеты, который любил играть в баскетбол.

Из книги Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина «Дорога в космос» (записки лётчика-космонавта СССР, издательство «Правда», 1961 год) : «В свободное время мы много занимались спортом, организовали баскетбольную команду. Я ещё в ремесленном училище пристрастился к этой быстрой, живой игре. Наша команда участвовала в городских соревнованиях и заняла первое место среди саратовских техникумов. Зимой раза три в неделю мы тренировались в спортивном зале. Был у меня друг Толя Навалихин. Он всё тянул на лыжню в засыпанные снегом пригородные рощи. Но я предпочитал баскетбол. На лыжах ходил, но не так много и часто, как другие».

На снимке: Ю. Гагарин с товарищами во время одного из тренировочных полётов.

Как известно, была создана авторитетная правительственная комиссия, которая занялась самым тщательным рассмотрением всех обстоятельств полёта. Но, к сожалению, никакого официального сообщения о результатах расследования обнародовано не было. Ничего не сказано не только о причинах гибели Гагарина и Серегина, хотя бы и предположительных, но и о том, что же удалось узнать достоверно.

Среди людей, далёких от авиации и космонавтики, а иногда, что греха таить, и имеющих отношение к ним, но обладающих богатой фантазией, не подкреплённой в должной мере добросовестностью и доброжелательностью, нередко возникали и возникают различного рода домыслы. Слухи и лживые версии время от времени то затихают, то начинают муссироваться с новой силой. Такова цена тех издержек, которые приходится нести, когда отсутствует достоверная, правдивая информация!

Кому не приходила в голову мысль: «Почему не сохранили Гагарина? Зачем не запретили ему летать?»

Тем, кто знал его близко, ответ ясен. Возможно, он бы остался живым, но тогда бы он перестал быть Гагариным.

Будучи лётчиком и космонавтом, он прекрасно понимал, сколь опасны его работа, его профессия. Тем более, что Гагарин тяжело переживал утрату своего коллеги и друга Владимира Михайловича Комарова, дублёром которого он был. Но неизбежные жертвы не могли заставить отступить от любимого дела.

Дипломную работу в академии он защитил 17 февраля 1968 года. Защита прошла весьма успешно, можно сказать, с триумфом.

После этого появилась возможность вернуться к тренировочным полётам. Гагарин немедленно начал готовиться к ним и возобновил полёты уже 13 марта. С 13 по 22 марта совершил 18 полётов на учебно-тренировочном самолёте-спарке УТИ МИГ-15 общей продолжительностью более 7 часов.

Полет с Серегиным был последней контрольной проверкой, после которой Гагарин переходил к самостоятельным полётам. На тот же день, 27 марта 1968 года, ему были запланированы два полёта по кругу продолжительностью по 30 минут каждый.

УТИ МИГ-15 представляет собой двухместный учебно-тренировочный дозвуковой истребитель с одним турбореактивным двигателем. В носовой части фюзеляжа расположены герметические кабины: обучаемого (первая) и инструктора (вторая). Обе кабины оборудованы катапультируемыми сиденьями и фонарями. В случае аварии фонари сбрасываются с помощью пиропатронов. При отказе пиропатронов замки открываются вручную. Аварийное сбрасывание фонаря и катапультирование производятся каждым членом экипажа самостоятельно. Система управления даёт возможность инструктору, находящемуся в задней кабине, контролировать действия подопечного и исправлять в случае надобности его ошибки.

В день полёта на предполётную подготовку Юрий Алексеевич как всегда пришёл вовремя. Началась она в 9.15, проводил её Серегин. По окончании подготовки Серегин утвердил полётный лист, составленный и подписанный Гагариным. Тот положил его в правый карман лётной куртки, и оба. направились к приготовленной для них машине. Приняли рапорт от техника о готовности самолёта к полёту. Оба осмотрели самолёт привычным маршрутом. Расписались в журнале готовности к полёту и заняли места в кабинах: Гагарин в передней, Серегин в задней, как положено.

Начался обычный радиообмен с руководителем полёта, который вёл Гагарин (его позывной номер был 625). Каждое действие производилось только по команде (запуск двигателя, выруливание на взлётную полосу, взлёт и т. д.) В 10 часов 19 минут, получив разрешение и подтвердив его по радио, Гагарин поднял самолёт в воздух. В 10 часов 30 минут, закончив упражнение в зоне, Гагарин доложил об этом руководителю и попросил разрешения взять курс 320 (на возвращение). После этого радиообмен прекратился, ни на какие запросы со стороны руководителя полётов 625-й не отвечал. Судя но наиболее достоверным материалам, полученным при расследовании, примерно через минуту произошла катастрофа - самолёт столкнулся с землёй. Магнитофонная запись позволяет не только дословно восстановить содержание переговоров, но и содержит ещё два вида очень важной информация: точиый хронометраж времени и живую запись речи.

Радиообмен 625-го с РП (руководителем полёта) состоял из коротких энергичных фраз, соответствующих динамике полёта. «Прошу запуску - „Разрешаю запуск“; „625-й, на взлётную“ - „Понял, выполняк“; „625-й к взлёту готов“ - „Взлёт разрешаю“; „625-й, за облака выйдете, доложите“ - „625-й между облаками“; „Зону 20 занял, высота 4.200, прошу задание“ - „Понял вас, разрешаю“. И так до последних гагаринских слов: „625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение разворот на курс 320“. „625-й, разрешаю“, - ответил РП. „Понял, выполняю“. И все.

Наверно, нет смысла объяснять, какую роль в авиация играет состояние погоды. Недаром полёты в сложных метеоусловиях ценятся особенно высоко, а учёт их в лётных книжках ведётся особо Последний полёт Гагарина и Серегина проходил между двумя слоями почти сплошной облачности. Нижний занимал высоту от 500-600 метров примерно до 1.500, а верхний-от 4.500 до 5.500.

Что же установило расследование?

Его веля две подкомиссии, которые имели возможность привлекать к работе самых квалифицированных специалистов, любые научные институты и компетентные организации. Результаты самых разнообразных исследований собраны и обобщены в 30 солидных томах. Они содержат подробные данные анализов, расчётов, мнений, опросов свидетелей, выводов и заключений, скреплённых подписями авторитетных учёных, военачальников, партийных работников, лётчиков, космонавтов, инженеров, врачей, экспертов.

Подход был столь многоплановым, разносторонним, тщательным, привлечено было так много объективных показателей, что любая попытка использовать сомнительные материалы или недостоверные сведения немедленно отпадала. Чтобы не утомлять читателя техническими подробностями, остановимся только на главных вопросах и тех ответах, которые были на них получены.

Первая проблема была связана с рассмотрением авиационной техники и включала в себя всё, что имело прямое или косвенное отношение к её состоянию и работоспособности.

Вторая - охватывала большой комплекс вопросов о подготовленности лётчиков, организации полётов, соблюдении строгих порядков, необходимых для безопасности полётов.

По всем вопросам заключение было вполне положительным, что позволило комиссии сделать такой вывод: «Подготовка самолёта к полёту 27.III.68 года произведена в полном объёме, в соответствии с требованиями действующей документации по технической эксплуатации».

Безусловно, самой трудной была третья группа вопросов по технике. Требовалось установить состояние самолёта, его двигателя, оборудования во время полёта, вплоть до удара о землю.

Научные методы расследования в авиации уже тогда достигли высокого уровня и позволили объективно установить, казалось бы, невозможное. Было доказано не только то, что все системы на летательном аппарате функционировали безотказно до конца, но даже восстановлены все основные количественные показания приборов. Один из способов, который был тогда применён, - анализ отпечатков стрелок приборов на циферблатах, которые остаются при сильных ударах. Таким образом удалось установить время падения самолёта (по двум часам - бортовым в кабине Гагарина и его наручным), восстановить показания авиагоризонта, узнать обороты двигателя, углы отклонения рулей высоты и т. д.

То, что было проделано при этом, следует рассматривать как большой цикл научно-исследовательских работ. Их результатом стали следующие выводы комиссии:

«На самолёте разрушений и отказов агрегатов и оборудования в полёте не имелось. Разрушение самолёта произошло при ударе о землю. Все изломы и деформации характерны для разрушений от однократно приложенной нагрузки. Следы усталостного разрушения деталей и элементов конструкции отсутствуют». «Пожара и взрыва на самолёте в полёте не было. Противопожарная система в полёте не использовалась». «Двигатель в момент столкновения с землёй работал». «Электрическая сеть самолёта находилась под током от генератора ГСН-3000». «Командная радиостанция РСИУ-ЗМ была включена… Электропитание ва станцию подавалось». «Кислородная система… была исправна».

Первооткрыватели, рекордсмены, космонавты, астронавты и туристы — мы собрали информацию обо всех, кто когда-либо совершал космические полеты

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kosmos/4200829

Сайт посвящен 45-летию полета Ю.А. Гагарина.

***********************************************************

В честь 50-летия первого космического полёта и героя - космонавта Юрия Алексеевича Гагарина создан сайт.

Мультимедийный межрегиональный проект ВГТРК. Посвященный 50-летию первого полета человека в космос.

Добро пожаловать на страницы виртуального музея Ю.А. Гагарина!

***********************************************************

Энциклопедии космонавтики.
Биография Юрия Гагарина.

************************************************************

Web-сайт, посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину

************************************************************

Королёв Сергей Павлович

***********************************************************

Разделы выставки

"Цель жизни - пробиться к звёздам!" С.П.Королёв.

Вступление
Книги о С.П.Королёве
Статьи
Сценарии
Электронные ресурсы
Музеи
Памятники С.П.Королёву
Фильмы
"Знаете, каким он парнем был..." Ю.А.Гагарин

Вступление
Книги о Ю.А.Гагарине
Статьи
Сценарии
Стихотворения
Песни
Электронные ресурсы
Музеи
Памятники Ю.А.Гагарину

*************************************************************

Празднование 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина

О полете

Гагаринский старт. Видео.

Видео и аудио с Ю.А.Гагариным

Переговоры между Королевым и Гагариным во время старта - 01:23
Уникальная запись 1961г.

Полная стенограмма переговоров Юрия Гагарина с Землей с момента его посадки в корабль (за два часа до старта) до выхода корабля "Востока-1" из зоны радиоприема

ОТЧЕТ О ПЕРВОМ КОСМИЧЕСКОМ ПОЛЕТЕ ГРАЖДАНИНА СССР
ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ГАГАРИНА НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ СПУТНИКЕ «ВОСТОК»

Гагарин - Выступление на Красной площади

Выступление на Красной площади 14.04.1961 г. на митинге, посвященном успешному полету. Уникальная запись в отличном качестве.

Гагарин - Воспоминания от 13.04.1962
Описание первым космонавтом мира полета и приземления...
1962г.

70 лет Ю.А. Гагарину - первому космонавту планеты: Гагарин в архивных документах РГАНТД: Аудио

Энциклопедия Юрия Гагарина (в т.ч. фотоархив, видеоматериалы, документы)

"Юрий Гагарин - человек и легенда":. историко-документальная выставка, посвященная 70-летию со дня рождения первого космонавта планеты (30 января - 14 марта 2004 г.). Выставочный зал Федеральных архивов (Федеральная архивная служба России. Российский государственный архив научно-технической документации). Фоторепортаж. Фотографии Костенко О.И.

Набор фотографических открыток посвященный 20-летию первого в мире полёта человека в космос. Тираж всего 500 шт.

Библиографические пособия

Юрий Гагарин: библиографический указатель литературы. - Режим доступа: http://www.physics.uni-altai.ru/home/gagarin/work1.html . - 07.02.2010.

50-летию первого полета в космос посвящается…: рекомендуем почитать. - Режим доступа:http://www.nua.kharkov.ua/pk50/3.html . - 07.02.2010.

Эра космонавтики: библиографический указатель: вып. 5: к 45-летию первого полета в космос Ю. А. Гагарина / ЦБС Гагаринская. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.gagarinlib.ru/bibliography.php?id=304 . - 07.02.2010.

Международная акция «Первый в космосе»

ПОЛОЖЕНИЕ о международном конкурсе творческих проектов «Первый в космосе»

Год космонавтики в России: сайт

"Поехали!" - Межрегиональный мультимедийный проект, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина ("Поехали 50").

Празднование 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина: ресурсы Интернета, посвящённые 50-летию первого полета человека в космос (сайт г. Гагарин, Смоленская область)

«Покорители космоса»: литературно-художественный конкурс творческих работ посвященных 50-летию со дня полета Ю.А. Гагарина в космос.

Сайт, посвященный 45-летию полета Гагарина

Музеи

Музеи Гагарина на Смоленщине

Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина:

Дом-музей раннего детства Юрия Гагарина в селе Клушино.

Дом-музей школьных лет Ю.А.Гагарина.

Дом-музей родителей Ю.А. Гагарина.

Дом космонавтов.

Музей истории Первого полёта человека в космос.

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина: об объединенном мемориальном музее Ю.А. Гагарина (г. Гагарин, Смоленская обл.)

Музей Юрия Гагарина в Звездном. Фот.

Народный музей имени Ю.А.Гагарина при Саратовском профессионально-педагогическом колледже

Дом-музей Юрия Гагарина. Сафоново пос. (Мурманская обл.). Фот.

Юрий Гагарин - 50 лет полету в космос (102 фотографии)

********************************************************************

*******************************************************************

Объединенный Мемориальный музей Ю.А. Гагарина

********************************************************************************

Монеты посвященные Ю.А. Гагарину: http://www.spacecoins.ru/index.php?keyword=%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD&Search=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&Itemid=35&option=com_virtuemart&page=shop.browse

********************************************************************************


После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования - в Звёздный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд - квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
Кроме Гагарина , были ещё претенденты на первый полёт в космос; всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Кандидаты набирались именно среди лётчиков-истребителей по решению Королёва, считавшего, что такие лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Отбор в первый отряд космонавтов проводился на основании медицинских, психологических и ряда прочих параметров: возраст 25-30 лет, рост не более 170 см, вес не более 70-72 кг, способность к высотной и стратосферной адаптации, быстрота реакции, физическая выносливость, психическая уравновешенность. Требования к росту и весу возникли из-за соответствующих ограничений на космический корабль «Восток», которые определялись мощностью ракеты-носителя «Восток». Кроме того, при отборе кандидатов учитывались положительная характеристика, членство в партии (Гагарин стал кандидатом в члены КПСС в 1959 году, а вступил в партию летом 1960 года), политическая активность, социальное происхождение.
Непосредственно лётные качества не играли решающей роли - по словам лётчика-испытателя Марка Галлая, принимавшего участие в подготовке будущих космонавтов к полёту: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…».
Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое - «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане - «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье - «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля Восток был выбран ряд неоптимальных, но зато простых и быстро осуществимых решений. Некоторые компоненты создать вовремя не успели, в результате пришлось отказаться от: 1) системы аварийного спасения на старте, 2) системы мягкой посадки корабля. Кроме того, из конструкции строящегося корабля Восток-1 была убрана дублирующая тормозная установка. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. На эти же 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь - Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход), то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки - после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки - Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка - управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега.
Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона засёк неопознанную цель - это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос - медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (1-му секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.
После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил-14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.
ТАСС, 12 апреля 1961 года о полете сообщил следующую информацию:
"12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту.
Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич .
Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.
По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору - 65 градусов 4 минуты.
Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двустороняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.
Период выведения корабля-спутника "Восток" на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально.
Полет корабля-спутника "Восток" с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.
9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля "Восток", в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: "Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо".
10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля "Восток": "Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо".
10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза."

назад