Презентация на тему: Послевоенная система международных договоров. Послевоенная система международных договоров перечислите основные требования стран-победительниц Послевоенная система международных договоров
Соглашение между Антантой и Германией было подписано в Компьенском лесу 11 ноября 1918 г. . Оно позволило начать процесс возвращения государств и народов к мирной жизни.
Франция требовала максимального ослабления Германии, вплоть до раздела страны на несколько зависимых от Парижа государств. Французы претендовали на возвращение Эльзаса и Лотарингии. Также выступали за установление контроля над промышленным районом в бассейне Рейна, а также нацеливались на германские колонии в Африке и турецкие владения в Восточном Средиземноморье.
Великобритания вместе с Францией стремилась к разделу Османской империи и захвату зависимых от Германии территорий вне Европы.
США претендовали на роль «морального руководителя» послевоенного мира. Они выступали против территориальных захватов(аннексий) и взыскания материального ущерба с побежденных стран Четверного союза (контрибуции).
Италия, Япония, Сербия, Бельгия, Румыния, Греция, Китай- преследовали свои национальные интересы, требуя, как правило, «округления» территории и компенсации потерь за счёт проигравших войну государств.
Парижская мирная конференция 1919 -1920 гг. Основные вопросы: решение территориальных проблем в Европе и колониях, возмещение понесенного ущерба, создание миротворческой организации- Лиги Наций, русская проблема, возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
28 июня 1919 г. Состоялось подписание первого международного документа в серии договоров между победителями и побежденными.
Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, Бельгии- три небольших пограничных округа, Дании- Северный Шлезвиг, Литве- морской порт Мкмель, а богаты углем район Саара переходил под международный контроль на 15 лет. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого береге шириной 50 км подлежали освобождению от войск и укреплений, т. е. демилитаризации. Германия признала независимость новых национальных государств. Польши, Чехословакии и Австрии. Германская сухопутная армия и флот подлежали значительному сокращению. Германия обязывалась выплачивать победившим державам огромные репарации в качестве возмещения ущерба от войны. Её колонии и зависимые территории были поделены между Великобританией, Францией(в Африке) и Японией (в Азии).
Вашингтонская мирная конференция 1921 -1922 гг. В её работе приняли участие делегации девяти стран: США, Великобритания, Франция, Япония и др. Советская Россия, крупнейшая тихоокеанская держава, не была приглашена на конференцию.
Главными итоговыми документами конференции явились договоры четырех, пяти и девяти держав. В договоре четырех держав Великобритания, Франция, США и Япония гарантировали другу неприкосновенность островных владений в бассейне Тихого океана. В договоре пяти держав, с участием Италии, запрещалось строительство крупнотоннажных военных судов и устанавливалось определенное соотношение морских сил ведущих тихоокеанских государств. В договоре девяти держав они обязывались уважать суверенитет и территориальную целостность Китая, которому под давлением американцев Япония возвращала полуостров Шаньдун, оккупированный её войсками во время Первой мировой войны.
Парижская мирная конференция - международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне 1914-1918. Проходила в Париже с перерывами с 18 янв.по 28 июня 1919 г . Французский премьер-министр Жорж Клемансо предложил Париж в качестве места проведения мирной конференции. Он обосновывал это тем, что Франция больше других стран пострадала от войны, и выбор Парижа станет моральным удовлетворением для французов. В ней участвовало 27 государств: Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Китай, 5 доминионов Великобритании и др. государства.
Ведущую роль в принятии решений играли пять великих держав – организаторов конференции: США, Англия, Франция, Италия, Япония. Это были страны имевшие «интересы общего характера», все остальные страны «имели интересы частного характера» и привлекались лишь к обсуждению вопросов, касающихся их.
Формально «верховные права» были закреплены за пленарными заседаниями конференции, на которых присутствовали делегаты всех стран участниц. Фактически все серьезные вопросы решались в «Совете десяти», состоявшем из глав правительств и министров иностранных дел 5 держав. После открытия конференции круг «вершителей судеб» стал сужаться. Весной 1919 г. был образован «Совет 4-х». В нем не было Японии, не заинтересованной в обсуждении Европейских проблем. На деле все рычаги управления конференцией сосредоточились в «большой тройке» - Вильсон, Ллойд Джордж, Клемансо.
Работа конференции по большей части носила закрытый характер. Гласными могли считаться только пленарные заседания (созывались всего 6 раз). На них лишь официально утверждались принятые великими державами решения.
Вопросы мирного урегулирования с побежденными государствами обсуждались в отсутствии их представителей. Так делегация Германии приглашалась на конференцию всего три раза: 7 мая – ознакомиться с вариантом мирного договора, 16 июня – с его уточненным вариантом, 28 июня – для подписи окончательного варианта. На переговорах отсутствовала делегация Советской России , непризнанной организаторами конференции.
При обсуждении германской проблемы в «большой тройке» произошла перегруппировка сил. Максималистской позиции Франции противостоял умеренный курс Англии и США. Первая хотела расчленить Германию, провести ее границу по Рейну, сделав рейнской республикой, а также требовала передачи ей Саарских угольных копий. Вторые хотели сохранить баланс сил в Европе перед Францией и угрозой большевизма.
Франции пришлось уступить. В итоге Англия и США предложили создать 50 км зону вдоль правого берега Рейна – демилитаризованной. Саарские угольные копи передавались Франции , но район управлялся лигой Наций.
Особой остротой отличалось обсуждение репарационного вопроса. Франция определила сумму ущерба – 480 млрд. золотых марок, Англия и США – от 50 до 100 млрд, германское правительство – 30-36 млрд. Было решено созвать специальную репарационную комиссию, которая до 1 мая 1921 г. должна была определить размер репараций и сроки их выплат.
На конференции возникли разногласия между большой тройкой и Италией, которая хотели получить ряд австрийских и южнославянских территорий, обещанных странами Антанты по Лондонскому договору 1915 г. «Большая тройка» отказала Италии в ее «чрезмерных требованиях». А за Японией великие державы признали право на оккупированную Китайскую провинцию Шаньдун.
Итогом работы Парижской мирной конференции стало принятие компромиссных решений, которые легли в основу Версальской системы международных отношений.
Версальский договор . 28 июня 1919 г. в зеркальном зале Версальского дворца (где в 1871 г. Бисмарк торжественно провозгласил образование Германской империи) германская делегация во главе с вновь назначенным министром иностранных дел Г.Мюллером и министром Юстиции Беллом подписала мирный договор с представителями стран-победительниц.
Версальский мирный договор представлял собой свод 440 статей, разделенных на 15 частей. Часть I (устав Лиги Наций) и часть XIII (о создании при Лиге Наций международной организации труда) вошли и во все другие мирные договоры.
Презентация на тему: Послевоенная система международных договоров
1 из 8
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
1. Перечислите основные требования стран-победительниц. 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений? 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли? 4. Какие вопросы международных отношений не были решены? 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?
№ слайда 3
Описание слайда:
Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны: 1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна. 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 6. Сохранение единой Германии. 7. Раздел владений Османской империи. 8. Захват германских владений вне Европы.
№ слайда 4
Описание слайда:
Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы: 1. Территориальные изменения в Европе и колониях. 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке. 3. Новое положение Германии в послевоенном мире. 4. Создание международной организации - Лиги Наций. 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав. 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников. 7. Решение русской проблемы.
№ слайда 5
Описание слайда:
1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях? 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной. 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень? 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен? 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.
№ слайда 6
Описание слайда:
Продолжите историческое утверждение: В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к... Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла... Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что... Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...
№ слайда 7
Описание слайда:
Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий». Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание
Разделы: История и обществознание
Задачи урока:
- Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
- Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
- Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
- Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.
Основные проблемы:
1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?
2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?
3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?
Исторический календарь (см. Приложение)
12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.
Вопросы и задания
Вопросы
Задание 1
Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
- Раздел Германии на несколько государств.
- Возврат Эльзаса и Лотарингии.
- Контроль над промышленным районом Рейна.
- Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
- Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
- Сохранение единой Германии.
- Раздел владений Османской империи.
- Захват германских владений вне Европы.
Задание 2.
Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:
- Территориальные изменения в Европе и колониях.
- Соотношение сил на Дальнем Востоке.
- Новое положение Германии в послевоенном мире.
- Создание международной организации - Лиги Наций.
- Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
- Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
- Решение русской проблемы.
Задание 3.
Продолжите исторические утверждения:
- В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
- Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
- Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
- Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…
Задание 4.
- Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
- Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
- В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?
Задание 5.
Анализ исторического утверждения:
1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?
2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.
Задание 6.
Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.
Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?
В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.
Подведение итогов семинарского занятия.
Слайд 2
1. Перечислите основные требования стран-победительниц.
2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?
4. Какие вопросы международных отношений не были решены?
5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?
Слайд 3
Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
1. Раздел Германии на несколько слабых государств.
2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна.
4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.
6. Сохранение единой Германии.
7. Раздел владений Османской империи.
8. Захват германских владений вне Европы.
Слайд 4
Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:
1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
4. Создание международной организации - Лиги Наций.
5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.
6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
7. Решение русской проблемы.
Слайд 5
1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.
3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?
4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?
5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.
Слайд 6
Продолжите историческое утверждение:
В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...
Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...
Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...
Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...
Слайд 7
Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».
Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание
Слайд 8
Посмотреть все слайды