Презентация на тему: Послевоенная система международных договоров. Послевоенная система международных договоров перечислите основные требования стран-победительниц Послевоенная система международных договоров

Соглашение между Антантой и Германией было подписано в Компьенском лесу 11 ноября 1918 г. . Оно позволило начать процесс возвращения государств и народов к мирной жизни.

Франция требовала максимального ослабления Германии, вплоть до раздела страны на несколько зависимых от Парижа государств. Французы претендовали на возвращение Эльзаса и Лотарингии. Также выступали за установление контроля над промышленным районом в бассейне Рейна, а также нацеливались на германские колонии в Африке и турецкие владения в Восточном Средиземноморье.

Великобритания вместе с Францией стремилась к разделу Османской империи и захвату зависимых от Германии территорий вне Европы.

США претендовали на роль «морального руководителя» послевоенного мира. Они выступали против территориальных захватов(аннексий) и взыскания материального ущерба с побежденных стран Четверного союза (контрибуции).

Италия, Япония, Сербия, Бельгия, Румыния, Греция, Китай- преследовали свои национальные интересы, требуя, как правило, «округления» территории и компенсации потерь за счёт проигравших войну государств.

Парижская мирная конференция 1919 -1920 гг. Основные вопросы: решение территориальных проблем в Европе и колониях, возмещение понесенного ущерба, создание миротворческой организации- Лиги Наций, русская проблема, возвращение военнопленных и наказание военных преступников.

28 июня 1919 г. Состоялось подписание первого международного документа в серии договоров между победителями и побежденными.

Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, Бельгии- три небольших пограничных округа, Дании- Северный Шлезвиг, Литве- морской порт Мкмель, а богаты углем район Саара переходил под международный контроль на 15 лет. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого береге шириной 50 км подлежали освобождению от войск и укреплений, т. е. демилитаризации. Германия признала независимость новых национальных государств. Польши, Чехословакии и Австрии. Германская сухопутная армия и флот подлежали значительному сокращению. Германия обязывалась выплачивать победившим державам огромные репарации в качестве возмещения ущерба от войны. Её колонии и зависимые территории были поделены между Великобританией, Францией(в Африке) и Японией (в Азии).

Вашингтонская мирная конференция 1921 -1922 гг. В её работе приняли участие делегации девяти стран: США, Великобритания, Франция, Япония и др. Советская Россия, крупнейшая тихоокеанская держава, не была приглашена на конференцию.

Главными итоговыми документами конференции явились договоры четырех, пяти и девяти держав. В договоре четырех держав Великобритания, Франция, США и Япония гарантировали другу неприкосновенность островных владений в бассейне Тихого океана. В договоре пяти держав, с участием Италии, запрещалось строительство крупнотоннажных военных судов и устанавливалось определенное соотношение морских сил ведущих тихоокеанских государств. В договоре девяти держав они обязывались уважать суверенитет и территориальную целостность Китая, которому под давлением американцев Япония возвращала полуостров Шаньдун, оккупированный её войсками во время Первой мировой войны.

Парижская мирная конференция - международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне 1914-1918. Проходила в Париже с перерывами с 18 янв.по 28 июня 1919 г . Французский премьер-министр Жорж Клемансо предложил Париж в качестве места проведения мирной конференции. Он обосновывал это тем, что Франция больше других стран пострадала от войны, и выбор Парижа станет моральным удовлетворением для французов. В ней участвовало 27 государств: Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Китай, 5 доминионов Великобритании и др. государства.

Ведущую роль в принятии решений играли пять великих держав – организаторов конференции: США, Англия, Франция, Италия, Япония. Это были страны имевшие «интересы общего характера», все остальные страны «имели интересы частного характера» и привлекались лишь к обсуждению вопросов, касающихся их.

Формально «верховные права» были закреплены за пленарными заседаниями конференции, на которых присутствовали делегаты всех стран участниц. Фактически все серьезные вопросы решались в «Совете десяти», состоявшем из глав правительств и министров иностранных дел 5 держав. После открытия конференции круг «вершителей судеб» стал сужаться. Весной 1919 г. был образован «Совет 4-х». В нем не было Японии, не заинтересованной в обсуждении Европейских проблем. На деле все рычаги управления конференцией сосредоточились в «большой тройке» - Вильсон, Ллойд Джордж, Клемансо.

Работа конференции по большей части носила закрытый характер. Гласными могли считаться только пленарные заседания (созывались всего 6 раз). На них лишь официально утверждались принятые великими державами решения.

Вопросы мирного урегулирования с побежденными государствами обсуждались в отсутствии их представителей. Так делегация Германии приглашалась на конференцию всего три раза: 7 мая – ознакомиться с вариантом мирного договора, 16 июня – с его уточненным вариантом, 28 июня – для подписи окончательного варианта. На переговорах отсутствовала делегация Советской России , непризнанной организаторами конференции.

При обсуждении германской проблемы в «большой тройке» произошла перегруппировка сил. Максималистской позиции Франции противостоял умеренный курс Англии и США. Первая хотела расчленить Германию, провести ее границу по Рейну, сделав рейнской республикой, а также требовала передачи ей Саарских угольных копий. Вторые хотели сохранить баланс сил в Европе перед Францией и угрозой большевизма.

Франции пришлось уступить. В итоге Англия и США предложили создать 50 км зону вдоль правого берега Рейна – демилитаризованной. Саарские угольные копи передавались Франции , но район управлялся лигой Наций.

Особой остротой отличалось обсуждение репарационного вопроса. Франция определила сумму ущерба – 480 млрд. золотых марок, Англия и США – от 50 до 100 млрд, германское правительство – 30-36 млрд. Было решено созвать специальную репарационную комиссию, которая до 1 мая 1921 г. должна была определить размер репараций и сроки их выплат.

На конференции возникли разногласия между большой тройкой и Италией, которая хотели получить ряд австрийских и южнославянских территорий, обещанных странами Антанты по Лондонскому договору 1915 г. «Большая тройка» отказала Италии в ее «чрезмерных требованиях». А за Японией великие державы признали право на оккупированную Китайскую провинцию Шаньдун.

Итогом работы Парижской мирной конференции стало принятие компромиссных решений, которые легли в основу Версальской системы международных отношений.

Версальский договор . 28 июня 1919 г. в зеркальном зале Версальского дворца (где в 1871 г. Бисмарк торжественно провозгласил образование Германской империи) германская делегация во главе с вновь назначенным министром иностранных дел Г.Мюллером и министром Юстиции Беллом подписала мирный договор с представителями стран-победительниц.

Версальский мирный договор представлял собой свод 440 статей, разделенных на 15 частей. Часть I (устав Лиги Наций) и часть XIII (о создании при Лиге Наций международной организации труда) вошли и во все другие мирные договоры.

Презентация на тему: Послевоенная система международных договоров

1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Перечислите основные требования стран-победительниц. 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений? 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли? 4. Какие вопросы международных отношений не были решены? 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

№ слайда 3

Описание слайда:

Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны: 1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна. 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 6. Сохранение единой Германии. 7. Раздел владений Османской империи. 8. Захват германских владений вне Европы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы: 1. Территориальные изменения в Европе и колониях. 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке. 3. Новое положение Германии в послевоенном мире. 4. Создание международной организации - Лиги Наций. 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав. 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников. 7. Решение русской проблемы.

№ слайда 5

Описание слайда:

1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях? 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной. 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень? 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен? 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

№ слайда 6

Описание слайда:

Продолжите историческое утверждение: В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к... Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла... Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что... Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

№ слайда 7

Описание слайда:

Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий». Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание

Разделы: История и обществознание

Задачи урока:

  • Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
  • Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
  • Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
  • Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.

Основные проблемы:

1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?

2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?

3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?

Исторический календарь (см. Приложение)

12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.

Вопросы и задания

Вопросы

  • Перечислите основные требования стран-победительниц.
  • Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
  • Какие страны больше всего выигрывали от решений этих конференций, а какие проигрывали?
  • Какие вопросы международных отношений не были решены?
  • Что такое Версальско-Вашингтонская система?
  • Как Версальский договор реализует принцип: “Германия заплатит за все”?
  • “Международный строй, порядок, который держится Версальским миром, держится на вулкане”. Как вы думаете прав ли В.И. Ленин?
  • Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные споры (конфликты)?
  • Задание 1

    Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

    1. Раздел Германии на несколько государств.
    2. Возврат Эльзаса и Лотарингии.
    3. Контроль над промышленным районом Рейна.
    4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
    5. Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
    6. Сохранение единой Германии.
    7. Раздел владений Османской империи.
    8. Захват германских владений вне Европы.

    Задание 2.

    Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

    1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
    2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
    3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
    4. Создание международной организации - Лиги Наций.
    5. Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
    6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
    7. Решение русской проблемы.

    Задание 3.

    Продолжите исторические утверждения:

    1. В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
    2. Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
    3. Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
    4. Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…

    Задание 4.

    1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
    2. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
    3. В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?

    Задание 5.

    Анализ исторического утверждения:

    1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?

    2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.

    Задание 6.

    Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.

    Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?

    В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.

    Подведение итогов семинарского занятия.

    Слайд 2

    1. Перечислите основные требования стран-победительниц.

    2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?

    3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?

    4. Какие вопросы международных отношений не были решены?

    5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

    Слайд 3

    Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

    1. Раздел Германии на несколько слабых государств.

    2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна.

    4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.

    5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.

    6. Сохранение единой Германии.

    7. Раздел владений Османской империи.

    8. Захват германских владений вне Европы.

    Слайд 4

    Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:

    1. Территориальные изменения в Европе и колониях.

    2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.

    3. Новое положение Германии в послевоенном мире.

    4. Создание международной организации - Лиги Наций.

    5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.

    6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.

    7. Решение русской проблемы.

    Слайд 5

    1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?

    2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.

    3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?

    4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?

    5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

    Слайд 6

    Продолжите историческое утверждение:

    В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...

    Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...

    Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...

    Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

    Слайд 7

    Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».

    Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание

    Слайд 8

    Посмотреть все слайды