Борис полевой - повесть о настоящем человеке. Полевой Борис. Повесть о настоящем человеке ИЗ - ИС –

С неделю обитатели сорок второй палаты жили вчетвером. Но однажды пришла озабоченная Клавдия Михайловна с двумя санитарами и сообщила, что придется потесниться. Койку Степана Ивановича, к его великой радости, установили у самого окна. Кукушкина перенесли в угол, рядом со Степаном Ивановичем, а на освободившееся место поставили хорошую низкую кровать с мягким пружинным матрасом.

Это взорвало Кукушкина. Он побледнел, застучал кулаком по тумбочке, стал визгливо ругать и сестру, и госпиталь, и самого Василия Васильевича, грозил жаловаться кому-то, куда-то писать и так разошелся, что чуть было не запустил кружкой в бедную Клавдию Михайловну, и, может быть, даже запустил бы, если бы Алексей, бешено сверкая своими цыганскими глазами, не осадил его грозным окриком.

Как раз в этот момент и внесли пятого.

Он был, должно быть, очень тяжел, так как носилки скрипели, глубоко прогибаясь в такт шагам санитаров. На подушке бессильно покачивалась круглая, наголо выбритая голова. Широкое желтое, точно налитое воском, одутловатое лицо было безжизненно. На полных бледных губах застыло страдание.

Казалось, новичок был без сознания. Но как только носилки поставили на пол, больной сейчас же открыл глаза, приподнялся на локте, с любопытством осмотрел палату, почему-то подмигнул Степану Ивановичу, - дескать, как она, жизнь-то, ничего? - басовито прокашлялся. Грузное тело его было, вероятно, тяжело контужено, и это причиняло ему острую боль. Мересьев, которому этот большой распухший человек с первого взгляда почему-то не понравился, с неприязнью следил за тем, как два санитара, две сиделки и сестра общими усилиями с трудом поднимали того на кровать. Он видел, как лицо новичка вдруг побледнело и покрылось испариной, когда неловко повернули его бревноподобную ногу, как болезненная гримаса перекосила его побелевшие губы. Но тот только скрипнул зубами.

Очутившись на койке, он сейчас же ровно выложил по краю одеяла каемку пододеяльника, стопками разложил на тумбочке принесенные за ним книжки и блокноты, аккуратно расставил на нижней полочке пасту, одеколон, бритвенный прибор, мыльницу, потом хозяйственным оком подвел итог всем этим своим делам и тотчас, точно сразу почувствовав себя дома, глубоким и раскатистым басом прогудел:

Ну, давайте знакомиться. Полковой комиссар Семен Воробьев. Человек смирный, некурящий. Прошу принять в компанию.

Он спокойно и с интересом оглядел товарищей по палате, и Мересьев успел поймать на себе внимательно-испытующий взгляд его узеньких золотистых, очень цепких глаз.

Я к вам ненадолго. Не знаю, кому как, а мне здесь залеживаться недосуг. Меня мои конники ждут. Вот лед пройдет, дороги подсохнут - и айда: «Мы красная кавалерия, и про нас...» А? - пророкотал он, заполняя всю комнату сочным, веселым басом.

Все мы тут ненадолго. Лед тронется - и айда... ногами вперед в пятидесятую палату, - отозвался Кукушкин, резко отвернувшись к стене.

Пятидесятой палаты в госпитале не было. Так между собой больные называли мертвецкую. Вряд ли комиссар успел узнать об этом, но он сразу уловил мрачный смысл шутки, не обиделся и только, с удивлением глянув на Кукушкина, спросил:

А сколько вам, дорогой друг, лет? Эх, борода, борода! Что-то вы рано состарились.

5 КЛАСС

(1 полугодие)

Синичка и снежинки

Сидел я за столом в горнице. Выглянул я в окно и вижу, что на проводке сидит синичка. Сидит и поворачивает головку в разные стороны. При этом её тоненький клювик открывается и закрывается. Что это она делает?

Я подобрался ближе к окну. С неба летели лёгкие снежинки. Они вились в воздухе, и птичка ловила их ртом. Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Или она принимает снежинки за мошек и съедает их? В народе ведь говорят: «Полетели белые мухи».

Лето кончилось. Настало время отъезда. Эта птичка была последней из всей живности, с которой я встретился этим летом. (100 слов)

ПРИМЕЧАНИЕ: сказать о постановке запятой в последнем предложении.

Грамматическое задание:

1)Выполнить синтаксический разбор предложения

1 вариант - Сидел я за столом в горнице.

2 вариант – С неба летели лёгкие снежинки.

2)Выполнить фонетический разбор слов

1 вариант – окно

2 вариант – летом

3) Выписать из текста 3 слова с орфограммой

1 вариант - безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

2 вариант - проверяемая согласная в корне слова.

Выделить корень, подобрать проверочные слова.

6 класс

(1 полугодие)

Встреча с Юрием Никулиным

Мы с приятелем притаились в кустах. Я раздвинул ветки, прицелился. Раздался щелчок, и камень врезался в стаю ворон.

С шумом взвились над деревьями птицы. Только одна подскакивала и касалась крылом земли.

«Птиц из рогаток бить?» - спросил незнакомец и поманил нас пальцем.

Мы понуро подошли. Перед нами стоял известный артист Юрий Никулин. Мы часто видели его превесёлым и озорным. Но сейчас он не собирался нас веселить.

Он сурово посмотрел на нас и строго объяснил, что птиц нельзя обижать. Ведь они прилетели в город под защиту человека.

Много времени прошло с той поры. Я часто виделся потом с Никулиным, но не решился напомнить ему о первой встрече. (109 слов)

Грамматическое задание:

    Выполнить морфемный и словообразовательный разбор слов

1 вариант – резинка, напомнить

2 вариант – незнакомец, поманил

2) Выполнить морфологический разбор существительных

1 вариант-артист

2 вариант – (о) встрече

3)Выписать из текста 2 слова и объяснить их правописание

1 вариант- с приставками пре- и при-

2 вариант – с корнями, где есть чередование гласных

7 класс

(1 полугодие)

Концерт в осаждённом Ленинграде

Во время Великой Отечественной войны фашисты окружили Ленинград кольцом блокады. Надеясь на скорую победу, они назначили 9 августа 1942 года датой торжественного вступления в город.

Но Ленинград стоял, сопротивляясь голоду, холоду и бомбёжкам. Истощённые люди не отходили от станков, работало радио, поддерживающее боевой дух ленинградцев.

И вот наступило 9 августа 1942 года. Но не днём вражеского торжества стал этот день, а праздником музыки. Из осаждённого Ленинграда по радио на весь мир прозвучала Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича.

Композитор рассказал в ней о войне, о мужестве и стойкости ленинградцев. Во время бомбёжек Шостакович вместе с другими горожанами поднимался на крыши домов, сбрасывал и гасил зажигательные бомбы.

Звучит симфония. Трудно поверить! В городе, окружённом врагами, оркестр играет новое сочинение! (116)

Примечание: числительные записываются цифрами; Фамилию композитора и название симфонии можно записать на доске.

Грамматическое задание:

    Графически выделить в тексте

1 вариант – причастные обороты

2 вариант –деепричастные обороты

2) Выполнить морфологический разбор слов

1 вариант – надеясь, осаждённого

2 вариант – окружённом, сопротивляясь

8 класс

(1 полугодие)

В лесу

Звёзды сверкали остро и холодно, но небо на востоке стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошёлся сильный ветер. Лес ожил, зашумел. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе, и лес, окончательно стряхнувший с себя остатки мрака, вставал во всём своём величии.

Из припудренной инеем хвои высунулась длинная морда, увенчанная тяжёлыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Настороженные уши ловили каждый звук. Он весь напружинился, собираясь сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлёк звук, доносящийся с неба. Будто несколько майских жуков, в морозном воздухе проносились самолёты - истребители. Слышался частый треск, как скрип дергача на болоте. Вдруг один из самолётов понёсся прямо к поляне. Эхо загудело над деревьями, и лось рванулся во весь дух в чащу.(144)

ПРИМЕЧАНИЕ: сказать о правописании слова «дергач»

Грамматическое задание.

1)Произвести синтаксический разбор предложения.

1 вариант - Старый лось застыл в сосняке, как изваяние.

2 вариант – Будто несколько майских жуков, в морозном воздухе проносились истребители.

2) Придумайте предложения

1 вариант – с составным глагольным сказуемом

2 вариант- с составным именным сказуемым.

Подчеркните сказуемое, укажите, чем оно выражено.

    В тексте выделить графически причастные и деепричастные обороты

10 класс

(1 полугодие)

Нравы обломовцев

В комнате тускло горит одна сальная свеча, но и это допускается только в зимние и осенние вечера. В летние месяцы стараются ложиться и вставать без свечей, при дневном свете.

Это часто делается по привычке, частью из экономии. На всякий предмет, который производился не дома, а приобретался покупкою, обломовцы были скупы.

Они с радушием предлагают отличную индейку или дюжину цыплят приехавшему гостю, но лишней изюминки в кушанье не положат и побледнеют, когда гость самовольно вздумает налить сам себе в рюмку вина. Впрочем, такого там почти не случалось: такого гостя и во двор не пустят.

Не такие нравы были там. Гость там прежде троекратного потчеванья не прикоснётся к еде. Он очень хорошо знает, что однократное потчеванье чаще заключает в себе просьбу отказаться от предлагаемого блюда, а не отведать его.

Не для всякого зажигались здесь две свечи. Свечка покупалась в городе за деньги и береглась под ключом самой хозяйки. Огарки бережно собирались и прятались.

Денег там тратить не любили. Даже на необходимую вещь деньги выдавались всегда с великим соболезнованием, даже если издержка была очень мала. (174)

Грамматическое задание:

    Выписать из текста 5 слов, где

1 вариант – звуков больше, чем букв

2 вариант- звуков меньше, чем букв

Объяснить свой выбор.

    Произвести морфемный и словообразовательный разбор слов

1 вариант – необходимую, троекратного, предлагаемого, соболезнование

2 вариант - прикоснётся, огарки, однократное, приехавшему.

3. Письменно ответить на вопрос: « Какие черты жизни обломовцев подчёркивает автор в этом тексте?»

С появлением в сорок второй нового больного, которого все стали называть между собой Комиссар, весь строй жизни палаты сразу переменился. Этот грузный и немощный человек на второй же день со всеми перезнакомился и, как выразился потом о нем Степан Иванович, сумел при этом к «каждому подобрать свой особый ключик».

о Степаном Ивановичем он потолковал всласть о конях и об охоте, которую они оба очень любили, будучи большими знатоками. С Мересьевым, любившим вникать в суть войны, задорно поспорил о современных способах применения авиации, танков и кавалерии, причем не без страсти доказывал, что авиация и танки — это, конечно, славная штука, но что и конь себя не изжил и еще покажет, и если сейчас хорошо подремонтировать кавалерийские части, да подкрепить их техникой, да в помощь старым рубакам-командирам вырастить широко и смело мыслящую молодежь — наша конница еще удивит мир. Даже с молчаливым танкистом он нашел общий язык. Оказалось, дивизия, в которой он был комиссаром, воевала у Ярцева, а потом на Духовщине, участвуя в знаменитом Коневском контрударе, там, где танкист со своей группой выбился из окружения. И Комиссар с увлечением перечислял знакомые им обоим названия деревень и рассказывал, как и где именно досталось там немцам. Танкист по-прежнему молчал, но не отворачивался, как бывало раньше. Лица его из-за бинтов не было видно, но он согласно покачивал головой. Кукушкин же сразу сменил гнев не милость, когда Комиссар предложил ему сыграть партию в шахматы. Доска стояла у Кукушкина на койке, а Комиссар играл «вслепую», лежа с закрытыми глазами. Он в пух и прах разбил сварливого лейтенанта и этим окончательно примирил его с собой.

прибытием Комиссара в палате произошло что-то подобное тому, что бывало по утрам, когда сиделка открывала форточку и в нудную больничную тишину вместе с веселым шумом улиц врывался свежий и влажный воздух ранней московской весны. Комиссар не делал для этого никаких усилий. Он просто жил, жил жадно и полнокровно, забывая или заставляя себя забывать о мучивших его недугах.

роснувшись утром, он садился на койке, разводил руки вверх, вбок, наклонялся, выпрямлялся, ритмично вращал и наклонял голову — делал гимнастику. Когда давали умыться, он требовал воду похолоднее, долго фыркал и плескался над тазом, а потом вытирался полотенцем с таким азартом, что краснота выступала на его отекшем теле, и, глядя на него, всем невольно хотелось сделать то же. Приносили газеты. Он жадно выхватывал их у сестры и торопливо вслух читал сводку Советского Информбюро, потом уже обстоятельно, одну за другой, — корреспонденции с фронта. И читать он умел как-то по-своему — так сказать, активно: то вдруг начинал шепотом повторять понравившееся ему место и бормотать «правильно» и что-то подчеркивал, то вдруг сердито восклицал: «Врет, собака! Ставлю мою голову против пивной бутылки, что на фронте не был. Вот мерзавец! А пишет». Однажды, рассердившись на какого-то завравшегося корреспондента, он тут же написал в редакцию газеты сердитую открытку, доказывая в ней, что на войне таких вещей не бывает, быть не может, прося унять расходившегося враля. А то задумывался над газетой, откидывался на подушку и лежал так с раскрытыми глазами или начинал вдруг рассказывать интересные истории о своих конниках, которые, если судить с его слов, все были герой к герою и молодец к молодцу. А потом снова принимался за чтение. И странно, эти его замечания и лирические отступления нисколько не мешали слушателям, не отвлекали, а, наоборот, помогали постигать значение прочитанного.

ва часа в день, между обедом и лечебными процедурами, он занимался немецким языком, твердил слова, составлял фразы и иногда, вдруг задумываясь над смыслом чужого языка, говорил:

mdash; А знаете, хлопцы, как по-немецки цыпленок? Кюхельхен. Здорово! Кюхельхен — что-то эдакое маленькое, пушистое, нежное. А колокольчик, знаете как? Глеклинг. Звонкое слово, верно?

ак-то раз Степан Иванович не утерпел:

mdash; А на что вам, товарищ полковой комиссар, немецкий-то язык? Не зря ли себя томите? Силы бы вам поберечь...

омиссар хитро глянул на старого солдата.

mdash; Эх, борода, разве это для русского человека жизнь? А на каком же языке я буду с немками в Берлине разговаривать, когда туда придем? По-твоему, по-чалдонски, что ли? А?

mdash; Так-то так, не по-чалдонски, конечно. Однако поберечься бы вам, товарищ комиссар, после эдакой-то контузии.

mdash; Бережен-то конь первым с копыт и валится. Не слыхал? Нехорошо, борода!

икто из больных бороды не носил. Комиссар же всех почему-то именовал «бородами». Получалось это у него не обидно, а весело, а у всех от этого шутливого названия легчало на душе.

— Я, кажется, стал короче.

лыбка получилась нехорошая, похожая на гримасу. Клавдия Михайловна заботливо поправила ему волосы.

mdash; Ничего, ничего, голубчик, теперь легче будет.

mdash; Да, верно, легче. На сколько килограммов?

mdash; Не надо, родной, не надо. А вы молодец, иные кричат, других ремнями привязывают и еще держат, а вы не пикнули... Эх, война, война!

это время из вечерней полутьмы палаты послышался сердитый голос Комиссара:

mdash; Вы чего там панихиду затеяли? Вот передайте-ка ему, сестричка, письма. Везет человеку, даже меня завидки берут: столько писем сразу!

омиссар передал Мересьеву пачку писем. Это были письма из родного полка. Датированы они были разными днями, но пришли почему-то вместе, и вот теперь, лежа с отрезанными ногами, Алексей одно за другим читал эти дружеские послания, повествующие о далекой, полной трудов, неудобств и опасностей, неудержимо тянувшей к себе жизни, которая была потеряна теперь для него безвозвратно. Он смаковал и большие новости, и дорогие мелочи, о которых писали ему из полка. Было ему одинаково интересно и то, что политработник из корпуса проболтался, будто полк представлен к награждению орденом Красного Знамени, что Иванчук получил сразу две награды, и то, что Яшин на охоте убил лисицу, которая почему-то оказалась без хвоста, что у Степы Ростова из-за флюса расстроился роман с сестрой Леночкой. На миг он уносился мыслью туда, на затерянный среди лесов и озер аэродром, который летчики так часто поругивали за коварный грунт и который казался ему теперь лучшей точкой на земле.

н так увлекся письмами, что не обратил внимания на разницу в датах и не заметил, как Комиссар подмигнул сестре, с улыбкой показывая в его сторону, и тихо шепнул ей: «Мое-то лекарство куда лучше, чем все эти ваши люминалы и вероналы». Алексей так никогда и не узнал, что, предвидя события. Комиссар прятал часть его писем, чтобы в страшный для Мересьева день, передав летчику дружеские приветы и новости с родного аэродрома, смягчить для него тяжелый удар. Комиссар был старый воин. Он знал великую силу этих небрежно и наспех исписанных клочков бумаги, которые на фронте порой бывают важнее, чем лекарства и сухари.

После операции с Алексеем Мересьевым случилось самое страшное, что может произойти при подобных обстоятельствах. Он ушел в себя. Он не жаловался, не плакал, не раздражался. Он молчал.

елые дни, неподвижный, лежал он на спине, смотря все на одну и ту же извилистую трещину на потолке. Когда товарищи заговаривали с ним, он отвечал — и часто невпопад — «да», «нет» и снова смолкал, уставившись в темную трещину штукатурки, точно это был некий иероглиф, в расшифровке которого было для него спасение. Он покорно выполнял все назначения врачей, принимал все, что ему прописывали, вяло, без аппетита съедал обед и опять ложился на спину.

mdash; Эй, борода, о чем думаешь? — кричал ему Комиссар.

лексей поворачивал в его сторону голову с таким выражением, точно не видел его.

mdash; О чем, спрашиваю, думаешь?

mdash; Ни о чем.

…………….

С трудом растягивая губы в пустую, резиновую улыбку, Мересьев думал: «Знать бы, что все так кончится, стоило ли ползти? Ведь в пистолете оставалось три патрона».

омиссар прочел в газете корреспонденцию об интересном воздушном бое. Шесть наших истребителей, вступив в бой с двадцатью двумя немецкими, сбили восемь, а потеряли всего один. Комиссар читал эту корреспонденцию с таким смаком, будто отличились не неведомые ему летчики, а его кавалеристы. Даже Кукушкин загорелся, когда заспорили, стараясь представить, как все это произошло, А Алексей слушал и думал: «Счастливые! Летают, дерутся, а вот мне уже никогда больше не подняться».

— Лейтенант Гвоздев, пляшите! Ну, что же вы?

ересьев увидел, как вздрогнул Гвоздев, как резко он повернулся, как сверкнули из-под бинтов его глаза. Он тут же сдержался и сказал дрожащим голосом, которому старался придать равнодушный оттенок:

mdash; Ошибка. Рядом лег еще какой-нибудь Гвоздев. — Но глаза его жадно, с надеждой смотрели на три конверта, которые сестра держала высоко, как флаг.

mdash; Нет, вам. Видите: лейтенанту Гвоздеву Г.М., и даже: палата сорок два. Ну?

абинтованная рука жадно выбросилась из-под одеяла. Она дрожала, пока лейтенант, прихватив конверт зубами, нетерпеливыми щипками раскрывал его. Глаза Гвоздева возбужденно сверкали из-под бинтов. Странное оказалось дело. Три девушки-подруги, слушательницы одного и того же курса, одного и того же института, разными почерками и в разных словах писали примерно одно и то же. Узнав, что герой-танкист лейтенант Гвоздев лежит раненый в Москве, решили они завязать с ним переписку. Писали они, что если он, лейтенант, не обидится на их назойливость, то не напишет ли он им, как он живет и как его здоровье, а одна из них, подписавшаяся «Анюта», писала: не может ли она ему чем-нибудь помочь, не нужно ли ему хороших книжек, и, если ему что-нибудь надо, пусть, не стесняясь, он обратится к ней.

ейтенант весь день вертел эти письма, читал адреса, рассматривал почерки. Конечно, он знал о подобного рода переписках и даже сам однажды переписывался с незнакомкой, ласковую записку которой он нашел в большом пальце шерстяных варежек, доставшихся ему в праздничном подарке. Но переписка эта сама собой увяла после того, как его корреспондентка прислала ему с шутливой надписью свою фотографию, где она, пожилая женщина, была снята в кругу своих четырех ребят. Но тут было другое дело. Смущало и удивляло Гвоздева только то, что письма эти пришли так неожиданно и сразу, и еще непонятно было, откуда студентки мединститута вдруг узнали о его боевых делах. Недоумевала по этому поводу вся палата, и больше всех — Комиссар. Но Мересьев перехватил многозначительный взгляд, которым он обменялся со Степаном Ивановичем и сестрой, и понял, что и это — дело его рук.

ак бы там ни было, но на следующий день с утра Гвоздев выпросил у Комиссара бумаги и, самовольно разбинтовав кисть правой руки, до вечера писал, перечеркивал, комкал, снова писал ответы своим неизвестным корреспонденткам.

ве девушки сами собой отсеялись, зато заботливая Анюта стала писать за троих. Гвоздев был человек открытого нрава, и теперь вся палата знала, что делается на третьем курсе мединститута, какая увлекательная наука биология и как скучна органика, какой симпатичный голос у профессора и как он славно подает материал и, наоборот, как скучно талдычит свои лекции доцент такой-то, сколько дров навалили на грузовые трамваи на очередном студенческом воскреснике, как сложно одновременно и учиться и работать в эвакогоспитале и как «задается» студентка такая-то, бездарная зубрила и вообще малосимпатичная особа.

воздев не только заговорил. Он как-то весь развернулся. Дела его быстро пошли на поправку.

Вечером ему стало плохо. Впрыскивали камфару, давали кислород. Он долго не приходил в себя. Очнувшись, Комиссар сейчас же попытался улыбнуться Клавдии Михайловне, стоявшей над ним с кислородной подушкой в руках, и пошутить:

mdash; Не волнуйтесь, сестренка. Я и из ада вернусь, чтобы принести вам средство, которым там черти веснушки выводят.

ыло невыносимо больно наблюдать, как, яростно сопротивляясь в тяжелой борьбе с недугом, день ото дня слабеет этот большой, могучий человек.

………………

Ко всем Комиссар умел найти ключик, а вот Алексей Мересьев не поддавался ему. В первый же день после операции Мересьева появилась в палате книжка «Как закалялась сталь». Ее начали читать вслух. Алексей понял, кому адресовано это чтение, но оно мало утешило его. Павла Корчагина он уважал с детства. Это был один из любимых его героев. «Но Корчагин ведь не был летчиком, — думал теперь Алексей. — Разве он знал, что значит „заболеть воздухом“? Ведь Островский писал в постели свои книжки не в те дни, когда все мужчины и многие женщины страны воюют, когда даже сопливые мальчишки, став на ящики, так как у них не хватает роста для работы на станке, точат снаряды».

ловом, книжка в данном случае успеха не имела. Тогда Комиссар начал обходное движение. Будто невзначай, он рассказал о другом человеке, который с парализованными ногами мог выполнять большую общественную работу. Степан Иванович, всем на свете интересовавшийся, стал удивленно охать. И сам вспомнил, что в их краях есть врач без руки, наипервейший на весь район лекарь, и на лошади он верхом ездит, и охотится, да при этом так одной рукой с ружьем справляется, что белку дробиной в глаз сшибает. Тут Комиссар помянул покойного академика Вильямса, которого лично знал еще по эмтээсовским делам. Этот человек, наполовину парализованный, владея только одной рукой, продолжал руководить институтом и вел работы огромных масштабов.

……………..

Но Комиссар не оставил своих попыток «отомкнуть» его. Однажды, находясь в обычном состоянии равнодушного оцепенения, Алексей услышал комиссарский бас:

mdash; Леша, глянь: тут о тебе написано.

тепан Иванович уже нес Мересьеву журнал. Небольшая статья была отчеркнута карандашом. Алексей быстро пробежал глазами отмеченное и не встретил своей фамилии. Это была статейка о русских летчиках времен первой мировой войны. Со страницы журнала глядело на Алексея незнакомое лицо молодого офицера с маленькими усиками, закрученными «шильцем», с белой кокардой на пилотке, надвинутой на самое ухо.

mdash; Читай, читай, прямо для тебя, — настаивал Комиссар.

ересьев прочел. Повествовалось в статье о русском военном летчике, поручике Валерьяне Аркадьевиче Карповиче. Летая над вражескими позициями, поручик Карпович был ранен в ногу немецкой разрывной пулей «дум-дум». С раздробленной ногой он сумел на своем «фармане» перетянуть через линию фронта и сесть у своих. Ступню ему отняли, но молодой офицер не пожелал увольняться из армии. Он изобрел протез собственной конструкции. Он долго и упорно занимался гимнастикой, тренировался и благодаря этому к концу войны вернулся в армию. Он служил инспектором в школе военных пилотов и даже, как говорилось в заметке, «порой рисковал подниматься в воздух на своем аэроплане». Он был награжден офицерским «Георгием» и успешно служил в русской военной авиации, пока не погиб в результате катастрофы.

ересьев прочел эту заметку раз, другой, третий. Немножко напряженно, но, в общем, лихо улыбался со снимка молодой худощавый поручик с усталым волевым лицом. Вся палата безмолвно наблюдала за Алексеем. Он поерошил волосы и, не отрывая от статейки глаз, нащупал рукой на тумбочке карандаш и тщательно, аккуратно обвел ее.

mdash; Прочел? — хитровато спросил Комиссар. (Алексей молчал, все еще бегая глазами по строчкам.) — Ну, что скажешь?

mdash; Но у него не было только ступни.

mdash; А ты же советский человек.

mdash; Он летал на «фармане». Разве это самолет? Это этажерка. На нем чего не летать? Там такое управление, что ни ловкости, ни быстроты не надо.

mdash; Но ты же советский человек! — настаивал Комиссар.

mdash; Советский человек, — машинально повторил Алексей, все еще не отрывая глаз от заметки; потом бледное лицо его осветилось каким-то внутренним румянцем, и он обвел всех изумленно-радостным взглядом.

а ночь Алексей сунул журнал под подушку, сунул и вспомнил, что в детстве, забираясь на ночь на полати, где спал с братьями, клал он так под подушку уродливого корноухого медведя, сшитого ему матерью из старой плюшевой кофты. И он засмеялся этому своему воспоминанию, засмеялся на всю палату.

очью он не сомкнул глаз. Тяжелым сном забылась палата. Скрипя пружинами, вертелся на койке Гвоздев. С присвистом, так, что казалось, рвутся у него внутренности, храпел Степан Иванович. Изредка поворачиваясь, тихо, сквозь зубы постанывал Комиссар. Но Алексей ничего не слышал. Он то и дело доставал журнал и при свете ночника смотрел на улыбающееся лицо поручика. «Тебе было трудно, но ты все-таки сумел, — думал он. — Мне вдесятеро труднее, но вот увидишь, я тоже не отстану».

………………

Комиссар вздохнул. Сестра выпрямилась и полными слез глазами с жадным ожиданием смотрела на него. Он улыбнулся, вздохнул и своим обычным добрым, чуть насмешливым тоном продолжал:

mdash; Слушайте-ка, умница, историю. Мне вдруг вспомнилось. Давно это было, еще в гражданскую войну, в Туркестане. Да... Эскадрон один увлекся погоней за басмачами, да забрался в такую пустыню, что кони — а кони были российские, к пескам не привычные, — падать начали. И стали мы вдруг пехотой. Да... И вот командир принял решение: вьюки побросать и с одним оружием пешком выходить на большой город. А до него километров сто шестьдесят, да по голому песку. Чуете, умница? Идем мы день, идем второй, идем третий. Солнце палит-жарит. Нечего пить. Во рту кожа трескаться стала, а в воздухе горячий песок, под ногами песок поет, на зубах хрустит, в глазах саднит, в глотку набивается, ну — мочи нет. Упадет человек на бурун, сунется лицом в землю и лежит. А комиссаром у нас был Володин Яков Павлович. На вид хлипкий, интеллигент — историком он был... Но крепкий большевик. Ему бы как будто первому упасть, а он идет и все людей шевелит: дескать, близко, скоро — и пистолетом трясет над теми, кто ложится: вставай, пристрелю...

а четвертые сутки, когда до города всего километров пятнадцать осталось, люди вовсе из сил выбились. Шатает нас, идем как пьяные, и след за нами неровный, как за раненым зверем. И вдруг комиссар наш песню завел. Голос у него дрянной, жидкий, и песню завел чепуховую, старую солдатскую: «Чубарики, чубчики», — а ведь поддержали, запели! Я скомандовал: «Построиться», шаг подсчитал, — и не поверите — легче идти стало.

а этой песней оторвали другую, потом третью. Понимаете, сестренка, сухими, потрескавшимися ртами да на такой жаре. Все песни по дороге перепели, какие знали, и дошли, и ни одного на песке не оставили... Видите, какая штука.

mdash; А комиссар? — спросила Клавдия Михайловна.

mdash; А что комиссар? Жив, здоров и теперь. Профессор он, археолог. Доисторические поселения какие-то из земли выкапывает. Голоса он после того, верно, лишился. Хрипит. Да на что ему голос? Он же не Лемешев... А ну, хватит баек. Ступайте, умница, даю вам слово конника больше сегодня не помирать.

………………

Было тихо. Вдруг Комиссар заговорил чуть слышно, повернув голову к Степану Ивановичу, — его силуэт вырисовывался на позлащенном закатом окне:

mdash; А в деревне сейчас сумерки, тихо-тихо. Талой землей, отопревшим навозом, дымком пахнет. Корова в хлеву подстилкой шуршит, беспокоится: телиться ей время. Весна... А как они, бабы-то, успели ль по полю навоз раскинуть? А семена, а упряжь в порядке ли?

ересьеву показалось, что Степан Иванович даже не с удивлением, а со страхом посмотрел на улыбающегося Комиссара.

mdash; Колдун вы, товарищ полковой комиссар, что ли, чужие думки угадываете..

На лесной поляне расположилась огромная старая ель. Ее верхушка высоко поднялась над другими деревьями.

Раньше на этой поляне росло много молодых елочек. Они подрастали весело, дружно, и все любовались молодой порослью. Проходили годы, положение менялось. Ели разрастались, мужали. Но не все елочки дожили до этого возраста. Одни зачахли, погибли. Другие срубили.

И теперь только одна могучая ель стоит на просторной поляне. В зимнюю стужу ель помогает птицам, кормит их своими семенами. Ранней весной роняет ель семечки на влажную землю. Прорастет семечко, выглянет маленький росток. Он даст жизнь новому дереву.

(По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание:

1.Найдите в тексте корни с чередующимися гласными, обозначьте их графически, объясняя написание.

На краю поляны сохранились заросли малины.

Я бесшумно срывал ягоды, а впереди какой-то зверь шел, шуршал в листьях.

Расположился я на пеньке, стал тихонько свистеть.

Вот из куста высунулся черный нос, показались хитрые глазки. Это был медвежонок. Он вылез из кустарника, принялся меня обнюхивать.

В это время я услышал, как малиннике сучья трещат. Это медведица медвежонка ищет. Надо бежать! Разве медведице объяснишь, что я только поиграть хотел с ее сыночком?

(По Г. Снегиреву) (99 слов)

Контрольный диктант

по русскому языку в 5 классе (март)

КИПРЕЙ

По дну овражка протекала речушка. Она была тихая с ленивым течением и густыми зарослями на берегу. На крутом берегу островами расположился кипрей. Он всегда вырастает на лесных пожарищах и вырубках.
Кипрей – очень теплый цветок. Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву. Около кипрея инея не бывает, потому что цветок выделяет из себя теплоту. В этой теплоте подрастают без страха все соседи кипрея.
Кипрей обычно растет с молодыми соснами. Он их защитник, сторож. Иногда в сильный мороз у кипрея отмерзает вся верхушка, а он не сдается, живет.
Много есть на свете удивительных растений.
(По К. Паустовскому) (93 слова)
Задания: 1.Найти в тексте корни с чередованием гласных,
обозначить их графически.
2. Выполнить синтаксический разбор первого
предложения.
протекала, ленивым,
вырастает, защитник, удивительных, отмерзает.
4.Найти сложносочиненное и сложноподчиненное
предложения, объяснить знаки, построить схемы.

Контрольный диктант по русскому языку в 8 классе (март).

Глазами художника.

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне* был поражен собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон - город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле - еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, все так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину, были раздражены. Туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущенные посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Задания.

1.Найти вводные слова, обозначить их и указать их значение.

3.Разобрать слова по составу: известный, просматривались, лондонцы, придает, оттенок, равнодушными.

4. Сделать словообразовательный разбор одного из этих слов.

Контрольный диктант по русскому языку в 8 классе. (март)

Комиссар из сорок второй палаты.

С неделю обитатели сорок второй палаты жили вчетвером. Но однажды озабоченная медсестра сообщила, что придется потесниться. Койку Степана Ивановича, к его великой радости, установили около окна.

В этот момент и внесли пятого.

Он был, должно быть, очень тяжел, так как носилки скрипели, глубоко прогибаясь в такт шагам санитаров. Казалось, новичок был без сознания. Желтое лицо его казалось восковым.

С появлением в сорок второй нового больного (все стали называть его между собой Комиссаром) весь строй жизни палаты сразу переменился. Этот немощный человек со всеми перезнакомился и, как выразился о нем Степан Иванович, сумел при этом к каждому подобрать свой особый ключик. Со Степаном Ивановичем он потолковал об охоте. Мересьеву доказывал, что авиация – это, конечно, славная штука, но и конь себя не изжил.

Грузное тело Комиссара было, вероятно, тяжело контужено, и это причиняло ему острую боль. Несомненно, он сильно страдал. Стоило ему заснуть, как он сразу же начинал стонать, метаться.

Алексей целыми днями приглядывался к Комиссару, пытался понять секрет его неиссякаемой бодрости.

(162 сл.) (По Б. Полевому.)

Задания.

1. Найти в тексте вводные слова, обозначить их и указать их значение.

2. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

3. Разобрать слова по составу: озабоченная, скрипели, появлением,

переменился, приглядывался, бодрости.

Стихотворение - помощник.

Не забудьте, что

п р и с т а в к и

Из-, раз-, воз - , низ - через-, без-

Пред согласными глухими

Быстро сменят З на С.

Приставки не изменяются :

В - (ВО-), НА - , ЗА-,

ПОД - (ПОДО -), ПО-

С - (СО -), У -, ПРО-,

НАД - (НАДО -), ЧЕРЕЗ-,

ОБ – (ОБО -),

ОТ – (ОТО-), СВЕРХ -.

5 класс.

Озаглавить текст, списать 1 и 2 абзацы, раскрыть скобки.

Предлоги заключить в квадрат, приставки обозначить.

Вставить пропущенные буквы.

По…летела Зинька на… реку. Л..тит над…полем, л..тит над…лугом и видит: всюду снег тает, руч..и б..гут.

При…летела на…р..ку, а р..ка страшная: лед на…ней по..с..-

нел, у…берегов в..да вы…ступает. Видит Зинька, как руч..и

б..гут к…р..ке. Про…берет(?)ся ручей незаметно по…овражку под…снегом и прыг в…реку. И скоро множество ручьев, ручейков и ручьишек на…билось в…реку и под…лед

по…пряталось.

Тут при…л..тела тон..нькая черно - белая птич (?)ка, бегает

по…берегу, длин..ым хв..стом по..качивает, пищит:

Пи – лик! Пи - лик!

Ты что пищишь? – спрашивает Зинька.

Разве ты не…знаешь, как меня з.. вут? Лед…ломка. Вот

Сейчас рас…к.. чаю хвост да как тресну им по.. льду, так лед

и лопнет, и р..ка пойдет.

(В. Бианки).

Приставки на З – С.

ВОЗ - ВОС-

ИЗ - ИС –

РАЗ - РАС-

БЕЗ - БЕС –

ВЗ - ВС –

НИЗ - НИС-

З + ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

С + ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ.

ОТЛИЧИЕ ПРИСТАВОК ОТ

ПРЕДЛОГОВ.

При дороге р…сли цветы. –

Придорожные цветы запылились.

Над землей нависали тучи. –

Надземные канатные сооружения

используются в строительстве.

Без конца тянутся равнины без лесов.-

Бесконечные безлесные равнины

тянутся вокруг.

«ПРИСОЕДИНЕНИЕ»

«ПРИБЛИЖЕНИЕ»

« НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ»

ПРИШИТЬ, ПРИЕХАТЬ,

ПРИМОРСКИЙ, ПРИПОДНЯТЬ.

«= ОЧЕНЬ»

ПРЕКРАСНЫЙ,

ПРЕНЕПРИЯТНЫЙ.

СЛОВА - ИСКЛЮЧЕНИЯ:

ЗДЕСЬ

ЗДАНИЕ

ЗДОРОВЬЕ

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Задания к тексту «Глазами художника».

1.Найти вводные слова, обозначить их и указать их значения.

2.Найти одно сложное предложение и одно предложение с однородными членами, объяснить расстановку знаков препинания и построить их схемы.

3.Разобрать по составу слова: известный, просматривались, лондонцы, придает, оттенок, равнодушными.

4.Сделать словообразовательный разбор одного из этих слов.

Задания к тексту « Комиссар из сорок второй палаты»

1.Найти в тексте вводные слова, обозначить их и указать их значение.

2.Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

3.Разобрать слова по составу: озабоченная, скрипели, появлением, переменился, приглядывался, бодрости.

Задания к тексту « Ель».

1.Найти в тексте корни с чередованием гласных, обозначить их графически, объясняя написание.

2.Выполнить синтаксический разбор выделенного простого предложения.

3.Разобрать слова по составу: порослью, проходили, елочки, просторной, прорастет, маленький.

4.Объясните знаки препинания в предложении с однородными членами.

5.Выпишите из текста синонимы –глаголы.*

Задания к тексту «Медвежонок»

1.Выпишите слова с орфограммой «Буквы О-Ё после шипящих в корне слов». Обозначьте орфограмму.

2.Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, подберите к ним 2-3 однокоренных слова, укажите, какой частью речи являются эти слова.

3.Разберите слова по составу: лесного, показались, глазки, расположился, в малиннике, листики.

Задания к тексту «Кипрей».

1.Найти в тексте корни с чередованием гласных, обозначить их графически.

2.Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

3.Разобрать слова по составу: протекала, ленивым, вырастает, защитник, удивительных, отмерзает.

4.Найти сложносочиненное и сложноподчиненное предложения, объяснить знаки, построить схемы.