Икона всевидящее око иконография. В чем помогает икона «Всевидящее Око»? Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Многие христианские иконы несут в себе глубокий смысл, когда каждая деталь изображения и вся композиция в целом наполнены скрытыми символами, отсылками, аллюзиями. Они позволяют глубже погрузиться в показанный лик или сценку из Святого Писания, постичь их значение. Именно такова реликвия, о которой пойдёт речь в нашей статье - отсюда Вы узнаете, что олицетворяет данная святыня, от чего защищает и где её лучше всего расположить.

«Всевидящее око»: значение символа

Этот образ вдохновлён цитатой из Библии: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его…» (Псалтирь, псалом Давида 32:18), в которой воспевается неусыпный, всезнающий Иисус Христос, царящий над верующими, подобно источнику света. Кроме того, он демонстрирует устройство христианского мироздания: Бога-Отца, стоящего в начале всех вещей, Бога-Сына, являющегося средоточием истины, и Матерь Божью - милосердную хранительницу человеческого рода. Росписи с таким сюжетом встречаются в старообрядческих и православных храмах с XVIII-XIX ст. (одна из наиболее известных - на своде церкви св. Димитрия в г. Битола, Македония). Позже их стали изготовлять и в виде домашних реликвий.

Р
исунок подобных святынь чрезвычайно многогранен, поэтому, чтобы узнать всё об иконе, придётся потрудиться. В центре находится Спас Эммануил - юный Сын Божий, благословляющий людей. Порой в Его левой руке пишут Евангелие, где церковнославянской вязью начертано «Придите ко Мне все нуждающиеся» (Мф. 11-12) либо «Очи мои на верным, земли посадити и с собою». От круга, в котором изображен Иисус Христос, по диагоналям расходятся 4 луча треугольного сечения. Они могут касаться внешнего ореола или же пересекать его пределы, заканчиваясь так называемым тетраморфом (от греческого «τετρά-μορφος» - «четырёхвидный») - миниатюрными ликами апостолов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Как правило, ученики Спасителя предстают в аллегорических образах ангела, льва, тельца и орла, обозначенных соответствующими подписями-титлами.

В следующем круге, окрашенном в алый цвет, видны глаза, нос и уста, воплощающие постоянное присутствие Творца в жизни христиан, Его заботу и любовь к каждому грешнику. Как раз из-за них и получила своё именование. Данная часть обрамлена надписью: «Угль Исаия проявляй, солнце из Девическия утробы возсияет во тме заблудшим благоразумным». Над ней парит Дева Мария в ипостаси Оранты с воздетыми в молитве руками.

После этого расположено зелёное (иногда - тёмно-красное) кольцо, усеянное звёздами. Оно олицетворяет Господню благодать, которая снизошла на верующих после великой жертвы Иисуса Христа, надежды на спасение и вечную жизнь. Об этом напоминают и слова из Евангелия от Луки, выписанные по ободку: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя».

Наружный круг, тёмно-синий или алый, заполнен шестикрылыми серафимами. Он изображает обитель святых и праведников, вечно воспевающих Творца. Значение символа в православии подчёркнуто словами: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их сонми херувим славя бога. Небо дает славу богу».

Ангелы с радостью и душевным трепетом взирают на Саваофа, запечатлённого в усечённом внизу ореоле. Господь распростёр руки, осеняя своим заступничеством всех, кто любуется реликвией. Порой Его лик украшают облаками и радугами, а на груди Творца рисуют белоснежного голубя - эмблему Святого Духа, явившегося к Богородице. Эта часть композиции тоже обрамлена светлыми лентами с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнено небо и земля славы твоея» и «Слава в Вышних Богу, на земле мир».

Сложный рисунок воспринимается не сразу - его необходимо рассматривать постепенно, охватывая взглядом всё более широкие круги. Однако созданная подобным образом перспектива делает значение иконы ещё выразительнее - Иисус Христос будто бы просвещает весь мир, безмолвно обещая пребывать на страже христиан до конца времён. Спаситель, вершащий судьбы людей и народов, созерцает поступки каждого человека и справедливо их судит.

Интересно, что знак Всевидящего ока встречается не только на христианских святынях. В частности, глаз, вписанный в равносторонний треугольник (лучезарная дельта), служит гербом масонов. Он трактуется как сокрытая истина, мудрость и совесть, первопричина всего сущего и победа над злом, а также олицетворяет Великого Архитектора Вселенной - верховную сущность, создавшую мир. Подобная эмблема существовала и в древнеегипетских культах - там она воплощала жизненную энергию, плодородие и царскую власть.

Икона «Всевидящее Око»: в чем помогает, куда вешать

Бог всесилен - Он способен избавить от болезней, лишений, искушений и грехов, подарить радость и умиротворение, предотвратить беды и опасности, подсказать правильное решение. Однако при этом Творец оставляет человеку свободу воли, право самостоятельно управлять своей жизнью. Иисус Христос и Пресвятая Дева незримо сопровождают христиан, но для того, чтобы получить их поддержку и утешение, необходимо обратиться к ним с истовой верой и надеждой. И материальным проводником такой молитвы становится святыня, перед которой Вы произносите слова акафистов и кондаков. Из-за этого и возникли особые традиции почитания реликвий.

  • В каких же ситуациях взывают к образу «Всевидящее Око»? Прежде всего, он защищает от духовных и физических соблазнов, позволяет очистить мысли, обрести внутреннее равновесие, спокойствие и добродетель. Припадают к иконе и перед началом важного дела, чтобы избежать ошибок, неурядиц и конфликтов. А ещё она помогает укрепиться в вере, отринуть сомнения и колебания, уладить вражду между друзьями, родственниками и коллегами, найти свой путь в жизни.
  • Купить можно и для того, чтобы она осеняла благодатью Ваших близких. Так, данная реликвия оберегает новорождённых и их матерей, вразумляет старших детей, предостерегает их от недобрых знакомств и завистников, указывает юношам и девушкам на того, кто достоин стать их партнёром, облегчает воспитание ребёнка. Кроме того, считается, что образ раскрывает скрытые таланты и способности человека, вселяя настойчивость и уверенность в себе.

Не сохранилось подтверждённых свидетельств о том, случались ли у святыни исцеления. Однако сложилось так, что к ней обращаются те, кто имеет проблемы со зрением - близорукость или дальнозоркость, катаракту, миопию, глаукому, конъюнктивит, прогрессирующую слепоту.

Впрочем, не стоит ожидать, что даже самая усердная молитва тотчас принесёт Вам желаемое. Господь ниспосылает людям только те испытания, с которыми они в силах справиться, и лишь для того, чтобы преподать урок. Поэтому нельзя взывать к Богу с упрёками и требованиями - Ваши слова должны быть исполнены смирения, ведь христианин не в силах постичь высший промысел. Кроме того, в момент совершения ежедневного правила перед иконой следует максимально отрешиться от рутинных забот, не отвлекаясь на посторонние шумы, разговоры, музыку и другие раздражители. В связи с этим нужно тщательно продумать расположение икон в доме. Лучше всего поместить их на юго-восточной либо восточной стене, защищённой от сквозняков и прямого солнечного света - так Вы предохраните изображения от повреждений и выгорания.

В древности это место называли красным, или передним углом. Образа в специальных киотах и стоящий под ними стол отождествлялись с церковным алтарём (в противоположность к печи на северной стороне - воплощению язычества). С обеих сторон находились окна - они обеспечивали хорошее освещение днём, а ночью перед святыми ликами зажигали лампадку. Там же держали ёмкости с освящённой водой, кусочками пасхального кулича, веточками вербы и громничными (сретенскими) свечами. Входя в жилище, человек сначала крестился и кланялся реликвиям, а потом приветствовал хозяев. А уж сидеть поблизости и вовсе имели право лишь самые почётные гости!

В современном жилище иконы расставляют на отдельной полке, застеленной белой тканью или бумажной салфеткой. Возле них не должно быть никаких других предметов, в особенности бытовых приборов, светских книг, картин, фотографий. Допустимы разве что букеты свежих либо искусственных цветов, а также вышитые рушники, но и с подобным декором лучше соблюдать меру. Перед образами обязано оставаться свободное пространство в 1-1,5 м, достаточное для коленопреклонённой молитвы. Кроме того, так как дом считается продолжением храма, Вы можете поместить одну святыню (как правило - именную) в комнате каждого члена семьи, а также на кухне - к ней обращают благодарственные слова перед трапезой.

В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско-Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая «Недремлющее око». Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий. Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета. Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца. Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песнь песней, V, 2). Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы «Недремлющее око» имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью. Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу. Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз. Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами. Другие украшения на сей иконе - три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой. Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери: «О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец».

Икона имеет символическое значение; а слова:" Аз сплю, а сердце мое бдит", - из Песни Песней Библейского царя Соломона (Песнь песней: 5, 2) означают не только Всевидящее и, поэтому Недремлющее Око Божие, но и указывают на будущее воскресение Христа из мертвых, когда смертный сон не смог сковать Вечной Жизни. Хотя Христос и возлежал во гробе и был погребён, но восстал из мертвых в третий день. И как Бог не мог умереть, но сошел в ад своей бессмертной душой, даруя свет и освобождение узникам смерти, и по Божеству Его очи никогда не смыкались в смертном сне. Поэтому иконография и названа именно так: "Недреманное око". По гречески иконография называется иначе "Анапесон" или возлежащий, что также иносказательно говорит о воскресении Христа; Лев от Иуды царственно возлежащий, будто спящий... Если мы вспомним пророчество Иакова, которое он преподал сыновьям своим: "Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица; кто поднимет его? ...моет в вине одежду свою и в крови гроздов (виноградной лозы - мое примечание) одеяние свое." (Быт.;9,10-11). Символически лев - царь зверей, что указывает на Царское происхождение Христа от рода Давидова, возлежание льва - сон смерти Христа, омытие одежды в вине как в крови - смерть и страдание и принесение Себя в Жертву за грехи мира, как это произошло на Голгофе; а также этот прообраз скрывает еще и Евхаристический смысл, как и всегда, когда сравнивается вино и кровь в Священном Писании. "Кто поднимет его?" - никто из людей, что подразумевает Божественное достоинство Христа. Поэтому иконы "Христос Анапесон" или "Недреманое око" символически или в прикровенных образах относят нас к смерти и воскресению Христа, и тем свидетельствуют о Его Божественной любви к Церкви верных, об ответной любви Церкви к Своему Жениху. "Аз сплю, но сердце мое (любовь Моя к вам) бдит", - то есть никогда не прекращается.

Происхождение иконографии.

Византийские иконы Богородицы, держащей на руках возлежащего Богомладенца Христа, надписывались "Анапесон", а именно "возлежащий", само название пророчески отображает смерть и оплакивание Христа, тридневное возлежание Его пречистой плоти в гробе. Воспоминая молитву Евхаристии: "Ты Еси приносяй и Ты приносимый", - Распостертый на руках Своей Пресвятой Матери, умерший и воскресший, ставший Небесным Хлебом, питающим верных в жизнь вечную. Поэтому, Богоматерь есть таинственная Божественная Трапеза, Святой Евхаристический Престол, на котором приносятся и освящаются Святые Дары Тела и Крови Христовой. Поверх мафория Богородицы изображен алый плат, указывающий на эту аналогию или сверхъестественную реальность. Алый плат или покров Евхаристического Престола, где совершается Таинство Таинств, иногда изображается поверх мафория Богородицы и часто расшит золотом или еще золотой каймой с драгоценными камнями и жемчугом.

Византийская иконография "Анапесон" знала не только Богородичные иконы, иногда изображался и Сам Богомладенец, возлежащий на алом ложе. Алый цвет означает также Воскресение. Такие изображения встречаются часто в храмовых росписях, это мозаики и фрески.

Иногда, возлежащему Христу молитвено предстоит Богородица, а с другой стороны Ангел с рипидой или опахалом, благоговейно оберегающий сон Христа, овевающий и так утешающий Божественную скорбь.
Надпись, - "...уснув яко лев", - относит нас к пророчеству патриарха Иакова.

Представлены и более сложные композиции. Возлежащего на ложе Богомладенца обнимает Пречистая Матерь Богородица и утешает. Слева предстоят ангелы с рипидой и орудиями страстей, а справа патриарх Иаков с развернутым свитком своего пророчества.

Византийская миниатюра сохранившаяся на Афоне. Богомладенец Христос изображен как отрок и как Жених Церкви в светлых ризах; Христос и Мария Богородица обое возлежат на зеленой траве, усеянной цветами, что символически указывает на Рай. Христос полон скорби, Он обращает Свой взор к Матери, Которая Его обнимает.

Уже на древнерусских иконах тема Рая доминирует, изображается и Древо Жизни, и алые райские птицы и свиток неба вверху иконы со звездами. Всё говорит о Райском саде в светлом Пренебесном Божием Жилище.
Псковская икона XVI в.

Между Христом и Богородицей осуществляется диалог, который записан на развернутых в Их руках свитках. Ангелы окружают Божественное ложе со свечой и орудиями страстей или с рипидой и Крестом. Скорее всего один из них Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, на это указывает и его больший по сравнению с другим ангелом размер.
Москва. середина XVI в.

Все древнерусские иконы написаны на белом, символически БЕЛЫЙ ЦВЕТ меет то же самое значение, что и первозданный свет, это также и Свет Жизни, и Божественное нетварное сияние, и Небесное Жилище, и Рай духовной сладости, грядущая Слава Будущего века, Пасха, Воскресение и бессмертие.
С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается ко Христу Богородица. Утешая Свою Матерь, Сын Божий отвечает Ей на Её просьбу словами Соломона: " Аз сплю, но сердце Мое бдит." (Песнь песней: 5, 2) Эти слова можно перевести так: хотя Мне должно умереть как человеку, чтобы искупить и спасти грешный род Адама, но как Бог Я всегда жив, поэтому - "воскресну и вознесу со славою, яко Бог, верою и любовию Тя Величающих". Величающих Тебя, Мою Матерь, как Богородицу.
Поэтому известно, что в древнерусской иконописи с XVI века данная иконография получает название "Недреманое Око".


Иконография Недреманное Око служит также зримым изображением службы повечения Великой Пятницы, когда в Церкви читается канон Св. Симеона Метафраста, в котором описан Плачь Богородицы.

Богородичные образы, относящиеся к иконографии Анапесон.


Серия сообщений "

Небесный мир, полный различными религиозными героями, можно увидеть изображенным на старинных религиозных святынях. Их художественные образы, наглядно представленные на священных полотнах, могут иметь разное смысловое значение. Одной из таких является икона «Всевидящее око».

История иконы

Согласно некоторым литературным сведениям, предположительное место появления Божией иконы «Всевидящее око» принято считать Владимирскую область. Именно там, местными мастерами иконописцами был сотворен такой замечательный шедевр, художественные элементы которого вызывают у ценителей искусства и православных верующих отдельный восторг.

Что означают символы на иконе

Тем, кому не раз приходилось видеть икону недремлющее око, прекрасно помнят её главные отличительные черты, отчетливо представленные на данном священном полотне. Ключевые детали иконы «Всевидящее око» наполняют изображение глубоким смыслом, позволяющий людям сформировать важное представление о существовании земного мира, которое находится под влиянием всемогущего Иисуса Христа.

Центральной фигурой иконы выступает образ Христа Спасителя. Расположенный в кругу данной иконописной композиции, он излучает от себя яркий благодатный свет, пронизывающий души молящих о помощи людей.

Множественные глаза, которые представлены во внутренней части следующего, более объемного по диаметру круга, являются выражением взаимосвязи, которая прослеживается между духовной и земной реальностью. Их количественное многообразие олицетворяет простых людей, которые, несмотря на своё индивидуальное и независимой на первый взгляд существование, полностью находятся под влиянием Иисуса Христа.

Последний и, пожалуй, самый значимый круг отведен Господу Богу. Он изображен в верхней части данной окружности.

Находясь на возвышении, он представляется главным предводителем всего Царства Небесного, которое состоит из различных героев библии. Оттуда, Бог оказывает благословение всем живым и миролюбивым жителям.

Таким образом, икона Всевидящее око Божие позволяет подчеркнуть следующие важные мысли:

  • Иисус Христос следит и наблюдает за всеми живущими людьми, некоторым из которых он отдельно старается помочь, излучая на них свой благотворный свет.
  • Богоматерь является хранительницей и защитницей людей.
  • Господь Бог, главный миротворец и миросоздатель всего живого на земле. При этом его власти подчиняются все.

В чем помогает икона «Всевидящее око»

Следует сказать, что икона Божией Матери «Всевидящее око» можно встретить далеко не везде. Однако, этот образ, также как и остальные святые образы, таит в себе великую чудотворную силу.

Значение «Всевидящего око» на иконах крайне велико.

Она осуществляет важную защитную функцию, помогая людям убрать от себя негативную публику, раскрыть уникальные творческие способности, уберечься от потери зрения и полной слепоты.

Отдельным местом для иконы могут выступать любые домашние места. Самое главное, чтобы данная святыня была хорошо видна всем проживающим в доме членам семьи, и чтобы возле этого места было удобно произносить слова молитвы.

Отдельно хотелось бы добавить, что если некоторое время полностью сфокусировать свой взгляд на иконе всевидящий глаз, то можно обратить внимание на последующее вращение трех круговых сфер, которые сливаясь воедино, будут создавать впечатление вращения.

Молитва перед святыней

Молитва может осуществляться как во время церковно-православной службы совместно с остальными людьми, так и самостоятельно. Её слова звучат следующим образом:

Отче наш, сущий на небесах!

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

«Всевидящее око» – икона, значение которой тесно связано с культурной историей России. Сюжет ее достаточно молод для русской православной иконографии. Изредка заимствовался из западной иконописной традиции в конце 17 века, стал встречаться чаще лишь в конце 18 столетия под влиянием моды на масонство.

Самостоятельным изображением стал только к началу века девятнадцатого – но так и не признан каноническим: священники не рекомендуют делать его центром своей духовной жизни.

Возможно потому, что это слишком уж древний, языческий пласт сознания образ способен затронуть в неподготовленном человеке. Что безошибочно уловили различные масс-медиа: именно этот образ чаще других можно увидеть в руках или на буклетах оккультистов, «экстрасенсов», «магов» и «колдунов».

Что означает икона «Всевидящее око Божие» в Православной Церкви

Между тем, образ переводит в зрительный план сразу два основополагающие представления о Боге:

  1. Значение для человека: Господь уподобляется дневному светилу как источник всякого света на земле во всех его символических смыслах – зрению, теплу, жизни, любви, знанию, духовному прозрению, познанию.
  2. Восприятие мира людей Богом: способ божественного ведения - это всепроникающее зрение. Интересно, что именно зрительное восприятие формирует этимологическую основу любого человеческого языка, а значит и наше мышление вообще. Так что зрение – это витальность, жизнь духа вообще.

Центр иконы образуется рисунком вписанного в сферу изображения Иисуса, окруженного словами «Очи мои на верныя земли посадити и с собою». Он испускает сияние и четыре крупных луча, вытянутыми треугольниками, пересекающих вторую и третью окружности, порождаемые центром.

Следующее поле — своеобразная гипербола зрения: четыре глаза на божественном лике с венчающей сферу молящейся Богородицей образуют фигуру равнобедренного треугольника. По границе пишут слова радости праведной души, устремленной к Богу, из первой строчки знаменитой Честнейшей.

Речение очередного окружия дает библейскую метафору священного света, преображающего земное и спасающего от тьмы смерти и греха: «Угль Исайи проявляй солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблудшим благоразумия просвещение подавая». Здесь исходящие от Спасителя световые лучи завершаются визуальными воплощениями евангельских авторов либо их традиционными условными обозначениями. Это божий эмиссар Матфей, летящий орлом в небо Марк, кроткий телец Лука и духом лев Иоанн.

Заключающая все предыдущие (и рождаемая первой!) сфера четвертая воссоздает усыпанный звездами небосвод, отмеченный присутствием трех серафимов Их может быть изображено и четверо (двое по низу – с рукописями). Горящие любовью к Создателю, они славословят: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея».

Венчает композицию окружие без нижнего сегмента – «Небо небес», где трое шестокрылых ангелов благословляют Саваофа. Испускаемый им Святой Дух голубем опускается на голову молитвенно воздевшей ладони Богоматери. Творец заключен в сияющий ореол, надписанный словами мольбы о ниспослании божественного сияния.

Окруженный облаками, со святым духом на груди в виде кроткого голубя, Господь восседает на символизирующей надежду для людей радуге и его подножие — пламенный ангел с величественно распахнутыми крыльями.

Сакральный изобразительный сюжет словно исполнен сиянием. Является при этом одной из сложнейших изографических композиций: неподготовленному его приходится «читать». То есть рациональное начало должно говорить слишком сильно, заглушая непосредственность религиозного восприятия.

А вот геометрическая организация художественного пространства бросается в глаза сразу: сфера, заключенная в треугольник, образуемый кругами-точками с изображениями евангелистов и Саваофа. А геометрические фигуры эти широко универсальны: слишком легко в них помещается сакральное значение из самых разных духовных практик. Например, достаточно привычные современному образованному человеку египетский глаз Ра или третье око верховного индуистского божества Шивы.

В чем помогает молитва перед иконой «Всевидящее око Божие»

За этим сюжетом христианской живописи не закреплено традиционных молитв и славословий. На первое место выступает именно внутренняя устремленность молящегося: обращение должно быть прежде всего искренним, идущим от сердца.

В горе или радости, с просьбой или благодарностью, лик позволяет говорить с Создателем так, будто Он в этот момент глядит прямо на тебя.

Заключение

Пусть и неканонический, лик не расходится со словами Евангелия, приписывающим Господу зрение и всеведение. Так к чему суеверно бояться и замечать прежде всего масонское влияние? Не лучше ли отдать должное еще одной попытке человеческого сознания приблизиться к непостижимому совершенству Творца?