Верхнемакеевка. Свято-Покровский мужской монастырь. Софьино

Описание

Свято-Покровский мужской монастырь в Харькове

История Свято-Покровского монастыря г. Харькова является живым свидетельством милости и благоволения Божия к нашему Слобожанскому краю.
Основание монастыря было связано с перенесением в 1726 году архиерейской школы в Харьков Белгородским епископом Епифанием Тихорским, позже получившей статус Коллегиума.
Главным монастырским храмом в 1729 году по постановлению Священного Синода о присоединении приходской церкви к монастырю стал храм Покрова Пресвятой Богородицы.
История не сохранила ни имен строителей ни других сведений о его возведении, известно лишь, что храм был освящен в 1689 году митрополитом Авраамием. Покровский храм является старейшим из сохранившихся до наших дней сооружений города, непревзойденным произведением украинской архитектуры XVII века.
При монастырском Коллегиуме возникла первая библиотека, первый хор, была подготовлена почва для становления храма науки - Харьковского университета. Его основание в 1805 году благословил и приложил к тому немало трудов первый Святитель Харьковской Епархии епископ Христофор (Сулима) - человек высокообразованный, трепетный молитвенник, реформатор духовного управления, радетель насаждения всеобщего образования. Харьковский Коллегиум славился своими талантливыми педагогами, среди которых особое место занимает самобытный украинский философ и поэт Григорий Саввич Сковорода, преподававший поэтику, древнегреческий язык и христианское добронравие.
Незабвенной страницей в духовном просвещении народа являлась и многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарева) - стража христианского просвещения, открывшего более 60 церквей, благоустроившего духовные школы и основавшего философский журнал «Вера и разум», украсившим монастырь величественным храмом.
Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери, а боковые приделы - в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где и нашел себе место упокоения Владыка Амвросий, а также покоились епископы Христофор (Сулима), Аполлос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), герой войны 1812 г. граф Орлов-Денисов, род Квиток. Также в усыпальнице Покровского храма почивали и святые мощи Святителя Мелетия (Леонтовича) Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Современники вспоминают о нем как о любящем отце-архипастыре, бессребрянике, строгом аскете, молитвеннике и постнике. Позднее гроб Святителя был поставлен в алтаре нижней церкви Обители. Множество верующих притекало к святой гробнице с молитвенным упованием в его ходатайство перед Богом.
В 1978 году Святитель Мелетий (Леонтович) был канонизирован, имя его внесено во всероссийские святцы стараниями и заботами Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, неустанно пекущегося о возрождении, сохранении и продолжении славных традиций монастырской жизни и увековечении памяти великих светильников веры.
Главной святыней монастыря стала Озерянская икона Божией Матери, обретенная чудесным образом и перенесенная в Обитель в 1787 году. Согласно историческому свидетельству известно, что одним из жителей с. Озерянки, косившим траву, икона была рассечена надвое и ему послышался стон. С духовным трепетом крестьянин поднял рассеченные части святой иконы и перенес в дом, а поутру проснувшись, не обнаружил их. Со слезами на глазах он вернулся на то место, где косою рассек икону и увидел ее сияющую дивным сиянием. Пораженный, он передал икону местному священнику отцу Феодору в Богородичный храм г. Мерефы.
С того времени и до наших дней наш народ имеет в лике Озерянской иконы Божией Матери свою дивную перед Богом Ходатаицу.
Отец Феодор уступил принадлежащую ему землю архимандриту Севастиану, который построил храм и основал Озерянскую пустынь, где и пребывала икона. По закрытии пустыни она была перенесена в Куряжский монастырь, а после его упразднения - в Покровский, где оставалась до 1797 года, когда после восстановления Куряжской Обители была туда снова возвращена.
Чудотворный образ, от которого происходило множество исцелений и чудес, дважды в год необычайно торжественно и благоговейно переносился в Куряж и обратно при небывалом стечении народа.
Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившимися в монастыре были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работы.
Огромную ценность представляли собой кресты XVII в. с мощами Святых Печерских угодников и резной кипарисовый крест XVII в. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на библейские темы.
В библиотеке монастыря имелись редчайшие издания - Библия Острожской печати 1581 года, Октоихи Московской печати 1618, 1683 года, требник Петра Могилы 1646 г, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое.
О числе монашествующей братии известно, что в 1751 году здесь было: 11 иеромонахов, 4 иеродиакона и 10 монахов.
Часть братии занималась преподаванием в Коллегиуме, остальные посвящали свои труды ведению обширного монастырского хозяйства, включавшего мельницы, винокуренные заводы, скотные дворы и земельные угодья.
Благодаря неустанным трудам братии и сочувствию общества к огромной просветительской деятельности монастыря, он быстро достиг значительного духовного и материального расцвета.

Процветание Святой Обители было пресечено безбожной властью после известных трагических событий начала века. В 1922 году монастырь был закрыт, многие монахи приняли мученический венец, пострадав за Христа, их останки были найдены в июне 2000 года при очистке фундамента и сейчас благоговейно хранятся в специальном ковчеге в алтаре Озерянского храма.

Монастырское имущество было разграблено, уничтожены уникальные ценности, библиотека, осквернена усыпальница. В монастырских постройках разместился музей, склады, военкомат.
И только лишь 15 января 1990 года, благодаря святительским трудам и молитвам Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, властями было принято решение о возвращении монастырских сооружений.
И сегодня великолепие и духовную силу возрождающейся Обители составляют не только прекрасно воссозданные храмы, но и ее насельники. Братия, число которых постепенно возрастает, стремятся подвигом веры и труда прославлять Имя Господне в ревностном послушании, милосердии к страждущим, в непрестанной молитве, освящающей, невидимо охраняющей и укрепляющей православный народ.
Среди братии монастыря есть имеющие высшее образование. Полученные ими знания в инженерной, архитектурной и медицинской сферах находят свое применение на послушаниях.

8 апреля 1990 года состоялось освящение и первая служба в Покровском храме, а 14 октября того же года впервые после долгих лет забвения был торжественно отмечен престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Через два года 27-28 мая 1992 года на территории монастыря, в здании Епархиального управления, состоялся исторический Харьковский архиерейский собор под председательством Владыки Никодима, который в своем «Историческом воспоминании» писал: «На нашу судьбу выпал священный жребий утвердить преданность Вселенскому Православию, орошенному кровию мучеников и исповедников 2000-летнего подвига веры дедов и прадедов».
Сохранив канонический путь единства и чистоты Святой Церкви, Собор избрал ее Предстоятелем Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана).
Милостью Божией, святыми молитвами и попечением Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, Святая Обитель ныне переживает свое второе рождение: восстановлена красота и великолепие храмов, засиявших блеском куполов, реконструирован и облагорожен монастырский двор, яркой жемчужиной которого является уникальный памятник 2000-летию Рождества Христова. Он возведен по замыслу Высокопреосвященнейшего Владыки Никодима, его трудами и заботами, также как и памятник в честь 200-летия Харьковской Епархии, освященный Блаженнейшим Владимиром на торжествах в честь этого юбилея.
Стройный ансамбль монастырских зданий украшает архиерейский дом, где разместилась резиденция Митрополита и Епархиальное управление.
9 октября 2000 года, в день празднования памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова, было освящено здание Духовной Семинарии ее ректором Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом.
Монастырь, вновь становящийся духовно-просветительским очагом края, пополняется и уникальными святынями. Так, в августе 2001 года в дар монастырю Высокопреосвященнеишим Владыкой Никодимом было передано бесценное духовное сокровище - кивот со святыми мощами и камнями со Святой Земли, среди которых Часть Животворящего Древа Господнего, Камни со св. горы Голгофа, горы Синай, Гроба Господня, горы Фавор, Гроба Божией Матери, камень сорокодневной молитвы... А также Частицы Святых Мощей: Святого Пророка и Предтечи Иоанна Крестителя; Св. ап. Андрея Первозванного, Св. ап. Луки,
Св. равноапостольной Марии-Магдалины, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Григория Богослова, Свт. Василия Великого, Св. вмц. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, Св. вмч. и целителя Пантелеимона, Преп. Амвросия, Преп. Кукши,
и многие другие, всего более 50-ти. Все приходящие в Обитель с необычайным благоговением прикладываются к Святыне, ощущая благодатную помощь и укрепляясь в вере.

Рождение населенного пункта Верхне-Макеевка относится ко второй половине XVIII века. Населяли край беглые крепостные крестьяне из центральных губерний России и Украины.

В 1763г. эти земли приобретает помещик полковник Василий Иванович Иловайский. В те времена большинство поселений получали название от фамилий или имен своих хозяев. Василий Иванович решил назвать хутор в честь своего деда Макея — отсюда и название села Макеевка.

Хозяйский быт крестьян был весьма незавидный, частые падежи скота и неуро-жаи, голод, нищета и болезни вот удел тогдашних жителей многих поселений.

Несколько кряду засушливых лет, все чаще заставляют крестьян обращаться за помощью к Богу. По преданию, Василию Ивановичу приснился сон, в котором ему ясно было указано, что надо в селе возвести храм, на одном из самых красивейших уголков села, на берегу речки Ольховой. В 1784г. было начато строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как известно из ведомости за 1839г. хранящейся в Ростовском государственном архиве: Построена церковь в 1794г. Тщанием умершего полковника Василия Ивановича Иловайского. Зданием деревян-ная, с такою же колокольнею, при ней ограда каменная с деревянным между стол-бами частоколом.. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Причта по штату положено: священников-3, диаконов-2 и Причетников-6.

Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной особо отмежеванной, узаконенной пропорции не имеется, а пользуется оною священнослужители с жителями через полосно-межевальном количестве.

Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, кроме одного полугосподского в коем жительствует диакон Николай Попов.

Зданий сей церкви принадлежащих не имеется, кроме одной деревянной караулки.

Расстоянием сия церковь от консистории в 200-х, от Духовного Правления в 170-ти, от местного Благочиния в 60-верстах.

Приписанной к сей церкви никакой нет другой.

Домовой в приходе сей церкви ни у кого из помещиков не числится.

Опись церковного имущества есть, выданное в 1818г. из бывшего Черкасского Духовного Правления за печатью оного скрепою присутствующего священника Василия Рубашкина, и кроме оной имеется тетрадь, выданной 1818г. октября 30 дня из того же правления для записи прибылей, вещей.

Приход расходные книги, выданные в 1835г. из Нижнее Черкасского Духовного Правления зашнуром и печатью, о суммах свечной и церковной ведется исправно и хранится в целости.

Копии с метрических книг с 1784 г. хранятся в целости.

Православных прихожан в то время числилось около 6 тысяч человек.

Из прошения попечительского Совета в Донскую Духовную консисторию в 1897г. Хранящегося в Ростовском государственном архиве, известно, что: 13 апреля 1894г. после пасхальной службы нас постигло большое несчастье, наш деревянный храм с главным алтарем и переднею его частью сгорел до основания, остались в совершенной трапезная, отделенная капитальной стеной от сгоревшей части и фундамент…

Далее попечительский Совет просит Донскую Духовную консисторию разрешить произвести пристройку к сохранившейся колокольне и трапезной, средней части церкви, на месте сгоревшего, на оставшемся в целости фундаменте из отряженного кирпича, …с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Хрисанфа и Дарьи, согласно плану и прилагаемых чертежей, полученному попечителями от епархиального архитектора. Это время постройки нынешнего деревянного храма.

Здесь же с восточной стороны предлагалось строительство склепа под алтарной частью для захоронения священнослужителей. Он был построен вместе с новой пристройкой, но в 60-е годы могилы были разграблены, вход разрушен и в последст-вии засыпан.

В 30-40-е годы прошлого столетия, когда повсеместно один за другим закрывались церкви и насаждалась атеистическая пропаганда, Господь сохранил храм Пресвятой Богородицы Первые богослужений в храме совершал игумен Паисий (Павлов), назначенный настоятелем, но вскоре его переводят на другое место службы. Окормлять приход назначается о. Григорий (Келеберда) служивший в г. Миллерово. С 1 октября 1992 года по 1 октября 1995 года настоятелем прихода был иеромонах Алипий (Филин) диаконом служил иеродиакон Антоний (Денисов), который был рукоположен в сан пресвитера в октябре 1995 года и был назначен настоятелем Свято-Покровского прихода а иеромонах Алипий настоятелем Свято-Никольского прихода села Кашары.

Монашеская жизнь на приходе зарождалась постепенно. Сначала, в 1995г. Указом Митрополита Владимира (Котлярова), в то время правящего архиерея Ростовской епархии, был образован Свято-Покровский скит. Первым постриг в монашество принял Неживое А. Б. с наречением имени Алим, вторым постриг принял Боков A. M. с наречением имени Викентий и третьим был пострижен в монашество Криничный С. с наречением имени Серафим.

В 2003г. по благословению архиепископа Пантелеимона началось строительство монашеского корпуса на 20 мест. Ведется строительство ограды монастыря, хозяйственных построек. Планируется построить домовую церковь, часовню на Свято-Покровском источнике, расширить трапезную, медицинский пункт и канцелярию.

17 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению архиепископа Ростовского и Ново-черкасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь. Наместником был назначен игумен Алипий.

В пятистах метрах от Свято-Покровского монастыря находится Покровский источник. По преданию источник появился, когда был построен Свято-Покровский храм. Неоднократно у источника были отмечены явления Божией Матери. Многие верующие получают исцеления от чудотворной воды.

17 мая 2004 года Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил освящение источника. С этого времени здесь постоянно совершаются крест-ные хода и водосвятные молебны.

Да умножит Господь лета, нашего вновь создавшегося мужского монастыря!

В самом центре Харькова, большого и современного города, расположено место, где душа любого человека может прийти к Богу. Свято-Покровский монастырь в Харькове - излюбленное многими православными христианами место для паломничества и молитвы . Удобное расположение монастыря позволяет легко добраться до него из любой точки города. Давайте узнаем больше об этом чудесном месте, куда люди приходят спасать свои души.

История возникновения

Датой основания мужской обители в центре Харькова считается 1726 год, когда по указу епископа Белгородского Епифания в город была перемещена богословская школа, позже получившая название Харьковский Коллегиум. К нему был присоединен приход Свято-Покровского храма, который сохранен по сей день и является старейшим зданием города Харькова. Монастырь также получил свое название и главный престольный праздник в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Интересно: В историю Харьковский Коллегиум при Покровском монастыре вошел тем, что в нем преподавал Г.С. Сковорода.

Имея прекрасную библиотеку с редкими книгами и блестящий педагогический состав, Коллегиум выпустил большое количество известных деятелей науки и религии, а ректор являлся и игуменом монастыря, где в первые годы подвизалось около двух десятков монахов.

Покровский монастырь в Харькове

С образованием отдельной епархии, на территории обители была организована Духовная Консистория. При этом верхний храм стал главным собором епархии, а сама территория монастыря значительно увеличивается - появляется здание Коллегиума, домовая церковь, Архиерейский дом, трапезная.

Читайте еще о храмах Украины:

В конце ХІХ века в бывшем подвале, который также служил усыпальницей, освящена еще одна церковь, получившая название Трехсвятительской. С этим строительством связан один примечательный момент: находящиеся в усыпальнице мощи святителя Милетия сделали открытыми для поклонения, и на пожертвования прихожан над ними был оборудован специальный киот.

Вскоре случился сильный пожар, в котором полностью сгорело все украшение гробницы, однако мощи чудесным образом не пострадали, хотя пламя добралось до самого гроба святого.

Важно! После пожара усилилось почитание мощей святого, а многие христиане стали верить, что монастырь стоит на освященной земле.

В 1844 году в обители появилась очень чтимая святыня - Озерянская икона Богродицы. К ней целыми днями не иссякал поток паломником, и маленький верхний Покровский храм не вмещал всех желающих. В скором времени была построена и освящена отдельная Озерянская церковь, которая выгодно дополнила архитектурный ансамбль Покровского монастыря.

В советские времена весь огромный Покровский монастырь был закрыт, а на его территории разместили различные государственные учреждения, даже районный военкомат. В 60-е годы была попытка начать реконструкцию всего комплекса, однако до конца дело не довели, и строительные леса виднелись на зданиях до конца 90-х годов.

В распоряжение православной церкви Покровский монастырь вернулся только лишь в 90-е годы, когда начался большой процесс возврата церковного имущества по всей стране.

Факт: Именно на территории Покровского монастыря в 1992 году проходил Архиерейский Собор, на котором осудили деятельность раскольнической филаретовской церкви. Для Украинской Церкви был выбран новый предстоятель - митрополит Владимир.

Полностью восстановлен весь ансамбль обители был лишь к 2003 году. При реконструкции старались сохранить все древние памятники архитектуры XVII - XVIII веков, которые до сих пор являются украшением города Харькова.

Описание и храмовые постройки

После длительного периода застоя, а затем восстановления всего комплекса обители, в ней существуют такие храмы:

  1. Крестовоздвиженский. Он находится на первом этаже Покровского собора.
  2. Озерянский.
  3. Покрова Пресвятой Борогодицы. Для этого нужно подняться на второй этаж Покровского собора.
  4. Домовая церковь в честь Иоанна Богослова . Расположена в Архиерейском доме.
  5. Трехсвятительский. Он освящен в подвальном помещении Озерянской церкви.

Для православных прихожан открыты Крестовоздвиженский храм, где богослужения проходят ежедневно в будние дни, и Озерянский, куда верующие приходят по церковным праздникам и воскресеньям.

Помимо церковных строений, в состав обители входит административное здание Харьковской епархии и Харьковская духовная семинария. Кроме того, можно посетить уникальный музей, в котором собраны как исторические, так и духовные реликвии, рассказывающие об истории всего города Харькова.

Завершает благолепие всего монастырского комплекса памятные скульптуры к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а так же к 200-летию всей Харьковской епархии. Помимо неоценимой духовной пользы, сама архитектурная композиция Свято-Покровского мужского монастыря является настоящим украшением центра Харькова.

Святыни обители

Конечно же, украшением любого храма будут святыни, к которым приходят помолиться верующие люди. В Покровском монастыре города Харькова можно приложиться к таким духовным сокровищам:

  1. Икона Пресвятой Богородицы «Озерянская». К сожалению, оригинал чудотворной иконы до наших дней не сохранился, но в Крестовоздвиженском храме можно помолиться перед точной копией первоначальной иконы.
  2. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Всецарица» . По благословению митрополита Никодима в обитель была привезена точна копия чудотворного образа, оригинал которого хранится на Святой горе Афон. Перед этой иконой молятся об излечении от тяжких недугов и избавлении от тяжелых жизненных обстоятельств.
  3. Частица святых мощей святителя Иосафа Белгородского. Это почитаемый святой Слобожанской земли, который помогает всем, кто приходит к нему помолиться с чистым сердцем.
  4. Мощи со Святой Земли. Озерянский храм хранит поистине бесценный дар со Святой Земли - киот с различными святынями. Там находятся частицы Животворящего Креста Господня, камни с гор Голгофа , Синай и Фавор, частицы Гроба Господня . Кроме того, все верующие могут поклониться и приложиться к частицам мощей Иоанна Крестителя , апостолов Андрея Первозванного и Луки, целителя Пантелиймона и еще многих других почитаемых святых.
  5. Икона Богородицы Елецкая-Харьковская. Этот древний образ был обретен почти 1000 лет назад святым Антонием Печерским. Икона была восстановлена в 2012 году и доступна всем верующим в Покровском монастыре Харькова.

Икона Богородицы Елецкая-Харьковская

Приходя поклониться любым святыням, нужно помнить, что они не являются какими-то магическими амулетами для исполнения желаний. Просить помощи Божией можно только лишь с искренним покаянием в душе и желанием направить свою жизнь на исполнение Божьей воли.

Праздники и богослужения

В большой обители, в отличие от маленьких церквей, богослужения проходят ежедневно. Для удобства паломников и для того, чтобы разместить всех верующих, в дни церковных праздников и воскресения в Покровском монастыре служится две Литургии - ранняя и поздняя. Ранняя начинается в 6.30 утра, а поздняя в 8.30. В обычные будни Литургия бывает только ранняя.

О важности церковной жизни:

Что касается престольных праздников, то о них можно судить по названию храмов монастыря. Конечно же, главный престол припадает на 14 октября по новому стилю, когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы. В этот день в монастырь приезжает большое количество паломников, служится архиерейская служба, торжественно звенят колокола.

Помимо главного престола на Покров, в каждом отдельном храме служат свои престольные праздники в дни, в честь которых освящены храмы. В день почитания Озерянской иконы Богородицы (а это 12 ноября и 29 июня) совершаются праздничные богослужения в Озерянском храме.

Помимо Литургии, после которой всегда служится панихида (чин поминовения умерших), прихожане могут помолиться на различных молебнах. Так, ежедневно в будни в 9.30 утра можно заказать водосвятный молебен, а в 15.30 прийти на молебен с чтением таких акафистов:

После вечернего пятничного богослужения, которое начинается в 17.00, также служится молебен перед иконой Пресвятой Богородицы «Всецарица».

В воскресные дни в 13.00 можно принять участие в заказном молебне святителю Николаю, на котором всех прихожан помажут освященным маслом.

Исповедь в Покровском монастыре проводится на вечернем богослужении накануне дня причастия, поэтому обязательно вечером нужно прийти в храм.

Найти Покровский монастырь в Харькове не составит труда - он находится в самом центре города, на улице Университетской, сразу напротив выхода из станции метро Площадь Конституции.

Свято-Покровский Харьковский мужской монастырь

Рождение населенного пункта Верхне-Макеевка относится ко второй половине XVIII века. Населяли край беглые крепостные крестьяне из центральных губерний России и Украины.

В 1763г. эти земли приобретает помещик полковник Василий Иванович Иловайский. В те времена большинство поселений получали название от фамилий или имен своих хозяев. Василий Иванович решил назвать хутор в честь своего деда Макея — отсюда и название села Макеевка.

Хозяйский быт крестьян был весьма незавидный, частые падежи скота и неурожаи, голод, нищета и болезни вот удел тогдашних жителей многих поселений.

Несколько кряду засушливых лет, все чаще заставляют крестьян обращаться за помощью к Богу. По преданию, Василию Ивановичу приснился сон, в котором ему ясно было указано, что надо в селе возвести храм, на одном из самых красивейших уголков села, на берегу речки Ольховой. В 1784г. было начато строительство храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Как известно из ведомости за 1839г. хранящейся в Ростовском государственном архиве: Построена церковь в 1794г. Тщанием умершего полковника Василия Ивановича Иловайского. Зданием деревянная, с такою же колокольнею, при ней ограда каменная с деревянным между столбами частоколом.. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Утварью достаточна. Причта по штату положено: священников-3, диаконов-2 и Причетников-6.

Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной особо отмежеванной, узаконенной пропорции не имеется, а пользуется оною священнослужители с жителями через полосно-межевальном количестве.

Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, кроме одного полугосподского в коем жительствует диакон Николай Попов.

Зданий сей церкви принадлежащих не имеется, кроме одной деревянной караулки.

Расстоянием сия церковь от консистории в 200-х, от Духовного Правления в 170-ти, от местного Благочиния в 60-верстах.

Приписанной к сей церкви никакой нет другой.

Домовой в приходе сей церкви ни у кого из помещиков не числится.

Опись церковного имущества есть, выданное в 1818г. из бывшего Черкасского Духовного Правления за печатью оного скрепою присутствующего священника Василия Рубашкина, и кроме оной имеется тетрадь, выданной 1818г. октября 30 дня из того же правления для записи прибылей, вещей.

Приход расходные книги, выданные в 1835г. из Нижнее Черкасского Духовного Правления зашнуром и печатью, о суммах свечной и церковной ведется исправно и хранится в целости.

Копии с метрических книг с 1784 г. хранятся в целости.

Православных прихожан в то время числилось около 6 тысяч человек.

Из прошения попечительского Совета в Донскую Духовную консисторию в 1897г. Хранящегося в Ростовском государственном архиве, известно, что: 13 апреля 1894г. после пасхальной службы нас постигло большое несчастье, наш деревянный храм с главным алтарем и переднею его частью сгорел до основания, остались в совершенной трапезная, отделенная капитальной стеной от сгоревшей части и фундамент…

Далее попечительский Совет просит Донскую Духовную консисторию разрешить произвести пристройку к сохранившейся колокольне и трапезной, средней части церкви, на месте сгоревшего, на оставшемся в целости фундаменте из отряженного кирпича, …с двумя престолами во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Хрисанфа и Дарьи, согласно плану и прилагаемых чертежей, полученному попечителями от епархиального архитектора. Это время постройки нынешнего деревянного храма.

Здесь же с восточной стороны предлагалось строительство склепа под алтарной частью для захоронения священнослужителей. Он был построен вместе с новой пристройкой, но в 60-е годы могилы были разграблены, вход разрушен и в последствии засыпан.

В 30-40-е годы прошлого столетия, когда повсеместно один за другим закрывались церкви и насаждалась атеистическая пропаганда, Господь сохранил храм Пресвятой Богородицы Первые богослужений в храме совершал игумен Паисий (Павлов), назначенный настоятелем, но вскоре его переводят на другое место службы. Окормлять приход назначается о. Григорий (Келеберда) служивший в г. Миллерово. С 1 октября 1992 года по 1 октября 1995 года настоятелем прихода был иеромонах Алипий (Филин) диаконом служил иеродиакон Антоний (Денисов), который был рукоположен в сан пресвитера в октябре 1995 года и был назначен настоятелем Свято-Покровского прихода а иеромонах Алипий настоятелем Свято-Никольского прихода села Кашары.

Монашеская жизнь на приходе зарождалась постепенно. Сначала, в 1995г. Указом Митрополита Владимира (Котлярова), в то время правящего архиерея Ростовской епархии, был образован Свято-Покровский скит. Первым постриг в монашество принял Неживое А. Б. с наречением имени Алим, вторым постриг принял Боков A. M. с наречением имени Викентий и третьим был пострижен в монашество Криничный С. с наречением имени Серафим.

В 2003г. по благословению архиепископа Пантелеимона началось строительство монашеского корпуса на 20 мест. Ведется строительство ограды монастыря, хозяйственных построек. Планируется построить домовую церковь, часовню на Свято-Покровском источнике, расширить трапезную, медицинский пункт и канцелярию.

17 августа 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, по представлению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона Свято-Покровский приход с. Верхне-Макеевка Кашарского района Вешенского благочиния был преобразован в Свято-Покровский мужской монастырь. Наместником был назначен игумен Алипий.

В пятистах метрах от Свято-Покровского монастыря находится Покровский источник. По преданию источник появился, когда был построен Свято-Покровский храм. Неоднократно у источника были отмечены явления Божией Матери. Многие верующие получают исцеления от чудотворной воды.

17 мая 2004 года Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон совершил освящение источника. С этого времени здесь постоянно совершаются крестные хода и водосвятные молебны.

Да умножит Господь лета, нашего вновь создавшегося мужского монастыря!

Наместник Свято-Покровского мужского монастыря игумен Алипий.

Сайт Верхнедонского благочиния (veshkiblag.ru)