Развитие коммуникативной деятельности у детей с онр. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с онр посредством медиаобразования. Характеристика коммуникативной функции речи

Люда Страшкина
Особенности коммуникации у дошкольников с ОНР

Статья : ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР .

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства.

М. И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это активные действия, с помощью которых он стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности.

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы : внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают

формирование познавательных процессов, затрудняют общение с окружающими и, конечно же, препятствуют формированию полноценной личности.

В современной коррекционной педагогике высказывается мнение о необходимости углубленного изучения общения детей с различными видами патологии, в том числе и при общем недоразвитии речи. У таких детей отмечаются, кроме недоразвития речи, вариативно выраженные отклонения в формировании коммуникативных навыков . Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит, и не способствует развитию рсчемыслитслыюй и познавательной деятельности.

Многочисленные исследования Б. М. Гриншпун, Г. В. Гуровец, Р. Б. Халиловой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской и других авторов указывает на факт наличия у детей е общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся эмоциональной неустойчивостью, незрелостью отдельных психических функций, тугоподвижностью когнитивных процессов.

У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечаются крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков .

Некоторые особенности общения детей с OНP со сверстниками : существенное отставание в формировании коммуникативных умений от нормально развивающихся детей, о чем свидетельствует стойкое неумение регулировать поведение партнеров по общению. Большинство с трудом вступают в контакт со сверстниками, их коммуникативная деятельность оказалась ограниченной.

В раннем возрасте у ребёнка вначале появляются и вырабатываются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов, мимики, взглядов, которые сопровождаются вокализацией, дословесными голосовыми реакциями (криком, гулением, лепетом и др.) . Исследователи (О. Л. Леханова, 2004, О. С. Павлова, 1998, Е. Г. Федосеева, 1999, отмечают, что невербальная коммуникация детей с ОНР имеет специфичный характер, она количественно и качественно отличается от таковой у детей с нормой речевого развития.

Особенности невербальной коммуникации обнаруживается только на уровне собственного использования невербальных средств, при передаче информации, транслируемой им соответствующими средствами. Дошкольники с ОНР используют и понимают более «простые» средства

невербального общения (движения, жесты, мимику, взгляды, характерны для детей более раннего возраста. В репертуаре невербальной коммуникации у них превалируют мимика и визуальное взаимодействие (взгляды, тогда как их сверстники с нормой речевого развития пользуются В процессе общения преимущественно жестами и В меньшей мере мимикой и взглядами.

Что у дошкольников с ОНР нарушение коммуникации не ограничивается речевым компонентом, а охватывает всю коммуникативную систему в целом , включая ее невербальную составляющую. Недостаточность коммуникативных возможностей затрудняет взаимодействие детей с ОНР с другими людьми, расстраивает процесс формирования у них представлений об окружающем мире, нарушает" речемыслительную деятельность, что в целом ведет к смещению сроков становления предметного и других форм сознания, к деформированному развитию личности с речевой патологией.

Из изложенного вытекает вывод о необходимости целенаправленной работы по развитию невербальной коммуникации у дошкольника с ОНР , поведение которой особенно важно па ранних этапах коррекционного воздействия.

В связи с рассматриваемым вопросом представляет определенный интерес исследование Е. А. Петровой, посвященное изучению жеста в раннем онтогенезе детей с нормой развития. Автор раскрывает" генезис формирования «языка» жестов у детей до полутора лет, выявляет соотношение развития речи и жестикуляции, показывает роль и функции жестов в раннем онтогенезе. Особый интерес представляет положение Е. А. Петровой о том, что «жесты являются важным элементом нрото-языка и играют важную роль в период дословестной коммуникации и усвоения речи в раннем онтогенезе. Заслуживает также внимания указание И. Н. Горелова на то, что невербальные компоненты коммуникации являются функциональным базисом речи.

Невербальные средства коммуникации являются не только способом передачи информации определенного смысла (выразительные и семантические движения, но вместе с тем в значительной степени служат для выражения эмоционально - экспрессивного состояния человека.

В процессе занятий детей надо знакомить с различными средствами невербальной коммуникации . Учить определять (узнавать) и

дифференцировать разные эмоциональные состояния людей (кукол, других персонажей) по их мимике, выразительным жестам, позам и т. д.

Вырабатывать у детей умения и навыки применения невербальных средств коммуникации в моделируемых ситуациях общения, в играх - драматизациях, на музыкальных и других занятиях, в самостоятельных играх, бытовых ситуациях и т. д. Учить выражать с помощью невербальных средств различные эмоциональные состояния.

У детей повысится социальная активность : они станут инициативнее вступать в межличностные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, использовать разнообразные средства невербального общения.

У дошкольников с ОНР наблюдается не только несформированность вербальных средств общения, что обусловлено основным дефектом. Оказывается нарушенным онтогенез невербальной коммуникации .

У дошкольников отмечаются и вариативно выраженные речевые трудности : примитивный, бедный словарный запас, аграмматизмы. В общении дети используют простую фразу, а их ответы были короткими и однообразными.

Игровые умения у дошкольников развиты слабо . Это выражается в бедности сюжета, в процессуальном характере игры, низкой речевой активности. Как правило, игры длятся недолго, так как дети не могли полностью развернуть сюжет.

Рассматривая особенности речевого общения дошкольников с ОНР со сверстниками, о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений . Особенности речевого развития детей явно затрудняют осуществление полноценного общения, что выражается в снижении общения, несформированности форм коммуникации , особенностях поведения . Дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками.

Таким образом, коррекционное воздействие должно быть направленно не только на развитие речевых навыков, но и на развитие коммуникативных умений детей е данной патологией.

1

Статья посвящена проблеме коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), анализируется экспериментальный материал о закономерностях коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, представлены данные о компенсаторных возможностях коммуникативного недоразвития. Данные экспериментального исследования, представленные в статье, позволяют полагать, что программа изучения и коррекции психического развития детей с ОНР в специальных группах может быть существенно дополнена изучением и коррекцией развития их коммуникативной деятельности. Своевременное и компетентное включение ребенка в систему коммуникативных отношений с учетом его коммуникативного опыта можно рассматривать в качестве важнейшего условия процесса социализации детей с ОНР на этапе раннего онтогенеза.

дети с общим недоразвитием речи

коммуникативная деятельность

коммуникативное развитие

формы общения со взрослым

познавательное общение

деловое общение

личностное общение

1. Волковская Т.Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: Монография. – М.: Образование, 2009. – 272 с.

2. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

4. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография. – Н.Новгород: НГЛУ, 2004. – 258 с.

5. Сорокоумова С.Н., Дмитриева Е.Е. Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья// Приволжский научный журнал. – 2012. - №4. – С. 255-258.

6. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., Воронеж: Институт практической психологии. – 1997. – 384 с.

7. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. – 1996. - №1. – С.18-23.

Общение со взрослым является необходимым условием существования человека и одним из факторов его психического развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, М.И. Лисина и др.)

Изучение процесса общения ребенка со взрослым имеет исключительное значение для понимания особенностей формирования психики ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На примере детей с дефектами анализаторов, умственно отсталых детей Л.С. Выготский показал, что ведущий дефект в развитии аномального ребенка является препятствием для общения в коллективе, для развития правильных взаимоотношений с окружающими людьми . Это, говоря словами ученого, «усиливает», «питает» дефект. В нормализации общения с окружающими он видел основной путь компенсации дефектов развития аномального ребенка.

Эти принципиально ценные положения Л.С. Выготского позволяют предположить, что изучение детей с ограниченными возможностями здоровья и организация коррекционной помощи возможны в связи с изучением ребенка как субъекта общения в контексте его взаимоотношений с окружающими .

Особый интерес в данном контексте представляют дети с ОНР. Немногочисленные исследования свидетельствуют о том, что комплекс речевых и когнитивных нарушений у этих детей препятствует формированию у них полноценной коммуникативной деятельности (Е.Е. Дмитриева, Т.Д. Волковская, Л.Г. Соловьева, С.Н. Сорокоумова и др.) . На разных возрастных этапах у детей с тяжелыми нарушениями речи снижена потребность в общении, отмечается недостаточный уровень владения речевыми и неречевыми средствами общения с окружающими, что затрудняет процесс межличностного взаимодействия, подталкивает детей к негативным аффективным проявлениям в коммуникации. Однако в экспериментальном плане вопрос о специфике формирования общения у детей с ОНР и возможности компенсации дефекта в развитии этой важнейшей сферы психики остается недостаточно изученным. Сказанное актуализирует проблему изучения коммуникативной деятельности детей с ОНР. Большой интерес представляют этапы раннего детства, сензитивные для развития коммуникативной сферы ребенка.

Цель предпринятого нами исследования - изучение становления общения со взрослым у старших дошкольников с ОНР и возможности его коррекции в специально созданных для этого педагогических условиях.

Теоретические подходы к проблеме исследования были определены в рамках деятельностного подхода к общению (М.И. Лисина) .

На первом этапе организации исследования мы ставим задачу выявления уровня сформированности общения со взрослым у старших дошкольников с ОНР. Выделенные М.И. Лисиной формы общения со взрослым (уровни коммуникативной деятельности) выступали в исследовании в качестве возрастных ориентиров их коммуникативного развития:

  • Ситуативно-личностная форма общения (2 мес - 6 мес);
  • Ситуативно-деловая форма общения (6 мес - 3 года);
  • Внеситуативно-познавательная форма общения (3 года - 5 лет);
  • Внеситуативно-личностная форма общения (5 лет - 7 лет).

В целях диагностики использовали методику М.И. Лисиной, адаптированную для детей с ограниченными возможностями здоровья Е.Е Дмитриевой. В основу диагностической процедуры положен принцип моделирования основных форм общения. Взрослый предлагал ребенку на выбор ситуации делового взаимодействия (взрослый - партнер по совместной деятельности), теоретического сотрудничества (взрослый - целостная личность, стремящаяся к взаимопониманию, сопереживанию). Основные критерии овладения возрастными формами общения со взрослым: инициативный выбор ситуации общения и содержания контактов; характер эмоционального состояния и желательная длительность общения.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №36 г. Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовало 60 старших дошкольников (30 детей с ОНР и 30 детей с нормальным уровнем речевого развития).

Сравнительный диагностический эксперимент показал, что у 60% детей с ОНР преобладающей оказалась СДФО, присущая при нормальном развитии детям раннего возраста, 23% испытуемых этой группы показали возможности в овладении ВПФО. 16,7% детей показали в качестве ведущей ВЛФО.

Дети, не имеющие речевых проблем, в 90% случаев владели внеситуативными формами общения со взрослым, в том числе в 46,6% ВЛФО, что, бесспорно, является характеристикой благоприятных предпосылок к дальнейшему психическому развитию.

Диагностический эксперимент позволил выявить качественное своеобразие формирования у старших дошкольников с ОНР коммуникативной деятельности. Дети не проявляют инициативы в деловом взаимодействии, не стремятся к сотрудничеству, используют в контактах невербальные средства. У детей с нормальным речевым развитием СДФО наблюдалось у 10% детей. Этих детей отличало стремление к сотрудничеству, к согласованию усилий в деловом общении со взрослым.

На уровне ВПФО оказалось 23,3% дошкольников с ОНР. Однако низкий уровень познавательной активности, однообразие познавательных контактов по содержанию, ситуативный характер общения со взрослым отличали этих детей от сверстников с нормальным речевым развитием. В аналогичных условиях дети этой группы с ВПФО в 43,4% случаях демонстрировали устойчивый познавательный интерес, разнообразные по содержанию инициативные познавательные контакты (вопросы, сообщения, просьбы почитать и т.п.), не были связаны условиями взаимодействия с партнером.

В ситуации личностного общения 16,7% детей с ОНР продемонстрировали интерес к обсуждению нравственно-этических проблем. Однако личностные контакты детей отличались однообразием, носили, преимущественно, ситуативный характер (дети давали оценки сверстника в различных ситуациях взаимодействия с окружающими). В аналогичной ситуации общения со взрослым дети с нормальным развитием речи (46,6%) обнаружили устойчивый интерес к личностным проблемам, стремление согласовать со взрослым свое понимание, свое отношение к социальному миру. Личностные контакты со взрослым носили преимущественно внеситуативный характер.

Таким образом, сравнительное диагностическое изучение свидетельствует о том, что старших дошкольников с ОНР отличает низкий уровень развития как мотивационного компонента, так и речевых средств общения. Детей отличает инактивность в общении, ситуативный характер их общения со взрослым.

Полученные на этапе диагностического изучения данные актуализируют задачу коррекционной работы с детьми с ОНР по преодолению их коммуникативного недоразвития. Мы разработали и апробировали в работе со старшими дошкольниками с ОНР (30 детей) коррекционно-развивающую программу, основная цель которой - преодоление отставания шестилетних детей с ОНР в развитии коммуникативной деятельности и выведение их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей.

Основные задачи, которые мы решали при реализации программы - это расширение знаний детей об окружающем физическом и социальном мире, формирование у них потребности в сотрудничестве, познавательном и личностном общении со взрослым, преодоление ситуативности в общении. Коррекция социального недоразвития осуществлялась путем активного включения детей в общение со взрослым. Моделируя на занятиях, в повседневных ситуациях различные формы общения, мы ставим ребенка перед необходимостью решать определенные задачи общения, использовать языковые средства для выражения собственного замысла и осуществления полноценного общения.

Диагностический эксперимент, проведенный по результатам реализации коррекционно-развивающей программы, показал в целом положительную динамику в коммуникативном развитии дошкольников с ОНР. Внеситуативные формы общения со взрослым у детей стали ведущими. Преобладающей у 80% детей стала ВПФО, 13,3% детей поднялись на уровень личностного общения. Произошли существенные качественные изменения в коммуникативной деятельности: повысился уровень речевой инициативы детей, обогатилось содержание их познавательных и личностных контактов, появилось стремление к внеситуативным контактам со взрослым.

У 6,7% дошкольников доминирующий в общении со взрослым осталась СДФО. Однако мы зафиксировали у этих детей стремление к сотрудничеству со взрослым в ситуациях делового взаимодействия.

Полученные в эксперименте данные демонстрируют значение специального формирования коммуникативной деятельности детей. Они актуализируют задачи по организации диагностической и коррекционной работы со старшими дошкольниками с ОНР по оптимизации их коммуникативного развития.

Рецензенты:

Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор кафедры социальной психологии и педагогики, НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Двуреченская О.Н., Дмитриева Е.Е. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20313 (дата обращения: 23.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В наше время роль коммуникации играет важное значение в жизни людей, особенно в жизни ребенка. По мнению О.С. Павловой коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития ребенка, который играет решающую роль в обогащении содержания и структуры человеческого сознания . Через коммуникацию человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. С помощью коммуникации люди получают и передают информацию на протяжении всей своей жизни. Развитие человека как личности во многом зависит от его социального окружения. Благодаря взаимодействию с людьми, ребенок, удовлетворяет свою самую важную потребность, а именно потребность в общении, совершенствует свои психические, когнитивные возможности и выходит на более высокий уровень своего развития.

При общем недоразвитии речи у детей отмечаются трудности в удовлетворении и развитии этих потребностей .

Развитие речевой коммуникации - это одно из главных условий и всестороннего полноценного развития ребенка .

Коммуникация в литературных источниках рассматривается с разных точек зрения. В лингвистическом словаре «коммуникация - «это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». В психологическом же словаре «коммуникация - это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка». А в педагогическом словаре «коммуникация - это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии». Не смотря на некоторые расхождения определений, общей мыслью данных терминов является то, что нарушение коммуникативных возможностей человека отрицательно влияет на его развитие.

Нарушением коммуникации у детей с ОНР (общее недоразвитие речи) занимались Павлова О.С., Грибова О.Е., Соловьева Л.Г., Филичева Т.Б. и др. Однако это остается не раскрытым до конца и по сей день.

Сегодня можно наблюдать тенденцию массового увеличения количества детей с ОНР. При наличии разных речевых нарушений у ребенка выделяется недостаточнаясформированность тех или иных речевых функций, психических и когнитивных процессов. Нарушение речи может повлечь за собой самые разные и серьезные последствия в становлении личности ребенка .

Одним из наиболее распространенных и, в то же время, достаточно сложных нарушений речи является общее недоразвитие речи. Предпосылки к общему недоразвитию речи можно отследить еще в процессе онтогенеза, на самых ранних этапах развития речевой деятельности. Ребенок с нарушением речи отстает на этапах речевого развития по срокам и по качеству речевого развития в норме.


Речь - это одна из самых важных психических функций человека. Всем известно, что речь - это универсальное и доступное средство общения людей, при помощи речи люди организуют свои действия. Детям c ОНР тяжело развить свои когнитивные и психические процессы, у таких детей тяжелее проходит адаптация в социуме. Им тяжелее устанавливать контакты с окружающими, контролировать свое поведение и речь. Из-за этого у детей с ОНР возникают большие сложности во время развития своих речевых навыков . О.Е. Грибова считает, что нарушение собственного речевого развития может служить причиной возникновения проблем при общении. А в наиболее тяжелых формах нарушения речевого развития это может привести к отказу от речевой коммуникации совсем .

О.С. Павлов говорит о том, что коммуникация является одним из основных условий развития ребенка. Автор поясняет, что сформированность коммуникативных умений является ведущим видом человеческой деятельности, которая направлена на познание и оценку самого себя через других людей. А это значит, замечает автор, что использование речи с целью коммуникации, имеет принципиально важное значение в процессе развития ребенка. По мнению Т.Б. Филичевой, дети с общим недоразвитием речи имеют характерные черты: замкнутость, резкость, застенчивость, зажатость, скованность, безразличие, повышенная чувствительность, эмоциональная возбудимость, агрессивность. Для таких детей свойственна постоянная, часто беспричинная смена настроения. Из-за своего речевого нарушения дети не принимают себя такими какие они есть, они не могут быть уверенны в себе и своих возможностях; иногда такие дети могут испытывать ненависть к людям, которые их окружают. У таких детей часто имеются нарушения в поведении. Данные специфические особенности детей с общим недоразвитием речи значительно затрудняют их адаптацию в социуме и возможность установления ими коммуникации, как со своими сверстниками, так и со взрослыми людьми .

По мнению М.И. Лисиной процесс становления у детей речи как средства общения, испытывает влияние многих факторов. Решающую роль в становлении речевых умений играют факторы коммуникативного характера. Коммуникативные факторы влияют на развитие речевой деятельности у детей в любом возрасте и при любом речевом нарушении, поясняет М.И. Лисина. Также, автор говорит о том, что у детей с общим недоразвитием речи возникают проблемы речевого развития на самых ранних этапах становления речи. Следовательно, и коммуникативные навыки у таких детей нарушены. А при недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития психических и когнитивных процессов у них значительно замедляется. Такое взаимодействие может играть решающую роль в становлении речевого развития ребенка .

Необходимо, отметить следующее: в логопедической практике накоплено много разных фактов о том, что препятствием для овладения коммуникативными умениями является не само нарушение речи, а то, как ребенок реагирует на него, как он оценивает свое нарушение и то, как он ощущает свой речевой недостаток. При этом степень восприятия ребенком своего нарушения речи не всегда совпадает со степенью тяжести речевой патологии. А значит, следует заметить, что наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождается эмоциональной неустойчивостью, характерными чертами (застенчивость, зажатость, резкость, скованность, робость, импульсивность, безразличие, замкнутость, агрессивность и прочее) и тугоподвижностью когнитивных и психических процессов (внимание, память, мышление, воображение и так далее) , замечает Н.С. Жукова.

По мнению О.Е. Грибовой у ребенка с речевой патологией, а в частности, с общим недоразвитием речи, существенно снижена потребность в общении из-за того, что у таких детей не сформированы формы коммуникации: монологическая и диалогическая речь, что является основой для овладения речью, как средства общения. Это и препятствует осуществлению полноценного общения детей между собой и ребенка с речевыми недостатками со взрослым , замечает О.Е. Грибова.

Наряду с этим, Л.Г. Соловьева говорит о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Автор поясняет, что особенности нарушенного речевого развития детей препятствуют осуществлению их полноценного общения в социуме, что выражается в значительном снижении потребности в общении детей с речевыми нарушениями со сверстниками и взрослыми. У детей с общим недоразвитием речи самые большие трудности возникают в организации своего речевого поведения, эти трудности отрицательно сказываются на общение с окружающими сверстниками (детьми) и взрослыми людьми. Дети с речевыми нарушениями не всегда совсем понимают речь, адресованную им от собеседника; таким детям сложно ответить на нее и довольно трудно отследить смысловую цепочку речевого общения .

По мнению Л.Г. Соловьевой, именно вследствие этого у детей с общим недоразвитием речи возникают серьезные проблемы использования речи как средства общения. Для того чтобы у ребенка с общим недоразвитием речи не было проблем связанных с установлением контакта со сверстниками и взрослыми, необходимо предоставить такому ребенку комплексную помощь всех специалистов: психолога, логопеда, дефектолога и других специалистов. Что касается логопедической помощи, то такая помощь, должна направлена, в первую очередь, на преодоление речевого дефекта, потому что, вследствие этого нарушения ребенок будет испытывать значительные затруднения в усвоении коммуникативных умений, а также развитии моторных функций, психических и когнитивных процессов. Такая работа должна быть направлена на включение ребенка в социум.

В итоге, необходимо отметить, что при ОНР у детей возникают проблемы на каждой ступени речевого развития. При этом отставание речевых умений у детей с общим недоразвитием речи снижает уровень коммуникативных умений. У детей данной категории возникают специфические черты характера, такие как: замкнутость, робость, нерешительность, застенчивость, импульсивность, эмоциональность, агрессивность и прочие. Это в свою очередь порождает особые черты речевого поведения: отсутствие инициативы общения, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу и вслушиваться в речь собеседника, отсутствие умения договариваться о чем-либо, трудности в понимании смысла речи собеседника и многие другие .

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа по преодолению нарушения коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи должна начинаться с коррекции речевого развития ребенка, с преодоления его речевой патологии . Ведь уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речевых возможностей

В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.)

Общение, являясь одним из главных условий полноценного развития ребенка, имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.

В соответствии с теоретическими концепциями отечественной психологии речь является важнейшей психической функцией человека - универсальным средством общения, мышления, организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы - внимание, память, восприятие, мышление, воображение - опосредованы речью. Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

Решающими факторами становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития.

Образцы поведения, усвоенные им в семье, применяются в процессе общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения дошкольника с детьми также во многом определяются характером его общения с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, при нормальном развитии наблюдается единство формирования общения ребенка и развития его личности.

При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития его речи и других психических процессов замедляется. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.

У детей с недоразвитием речи на фоне мозаичной картины речевых и неречевых дефектов имеются трудности формирования коммуникативных навыков. Вследствие их несовершенства не в полной мере обеспечивается развитие общения и, следовательно, возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности. Большинство детей с ОНР с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, их коммуникативная деятельность оказывается ограниченной.

В исследованиях С.Н. Шаховской экспериментально выявлены и детально проанализированы особенности речевого развития детей с тяжелой патологией речи. По мнению автора, «общее недоразвитие речи - многомодальные нарушения, проявляющиеся на всех уровнях организации языка и речи». Речевое поведение, речевое действие ребенка с недоразвитием речи существенно отличается от того, что наблюдается при нормальном развитии. При общем недоразвитии речи в структуре дефекта отмечается несформированность речевой деятельности и других психических процессов. Выявляется недостаточность речемыслительной деятельности, связанной с языковым материалом разного уровня. У большинства детей с ОНР отмечаются бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции. Пассивный словарь значительно преобладает над активным и переводится в актив крайне медленно. Из-за бедности словаря детей возможности их полноценного общения и, следовательно, общего психического развития не обеспечиваются.

Характеризуя состояние речемыслительной деятельности детей с недоразвитием речи, выступающим на фоне стойкой дизартрической патологии, Л.Б. Халилова отмечает заметную узость их лингвистического кругозора, трудности программирования речевого высказывания на всех стадиях его психолингвистического порождения. Речевая продукция большинства из них бедна по своему содержанию и весьма несовершенна по структуре. Элементарные синтаксические конструкции недостаточно информативны, они неточны, не всегда логичны и последовательны, а содержащаяся в них главная мысль порой не соответствует заданной теме.

Скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения и формообразования, трудности развития связного речевого высказывания затрудняют формирование основных функций речи - коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей. Нарушение коммуникативной функции речи у детей с ОНР препятствует полноценному формированию обобщающей функции, поскольку их речевые возможности не обеспечивают в достаточной степени правильного восприятия и сохранения информации в условиях последовательного расширения ее объема и усложнения содержания в процессе развития речевого общения с окружающими. Н.И. Жинкин считает, что задержка формирования одного компонента, в данном случае речи, ведет к задержке развития другого - мышления, ребенок не владеет в соответствии с возрастом понятиями, обобщениями, классификациями, затрудняется в выполнении анализа и синтеза поступающей информации. Дефекты речевого развития задерживают формирование познавательной функции речи, так как при этом речь ребенка с речевой патологией не становится полноценным средством его мышления, а речь окружающих людей не всегда является для него адекватным способом передачи информации, общественного опыта (знаний, способов, действий). Нередко ребенку понятна только та информация, которая связана со знакомыми, наглядно воспринимаемыми предметами и людьми в привычной ему обстановке. Во многих ситуациях деятельности и общения ребенок не может сформулировать и с помощью речи передать свои мысли, личные переживания. Часто он нуждается в дополнительной наглядности, которая помогает ему выполнить те или иные мыслительные операции.

Изучая речевое общение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе игровой деятельности, Л.Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно препятствуют осуществлению полноценного общения, что выражается в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Дети с общим недоразвитием речи имеют серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками. Изучение межличностных отношений в группе дошкольников с недоразвитием речи, проведенное О.А. Слинько, показало, что хотя в ней и действуют социально-психологические закономерности, общие для нормально развивающихся детей и их сверстников с речевой патологией, проявляющиеся в структуре групп, тем не менее на межличностные отношения детей данного контингента в большей степени влияет выраженность речевого дефекта. Так, среди отверженных часто оказываются дети с тяжелой речевой патологией, несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе и стремление к общению.

Таким образом, уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речи.

В логопедии накоплено немало данных о том, что еще одним препятствием для общения является не сам дефект, а то, как ребенок реагирует на него, как он его оценивает. При этом степень фиксированности на дефекте не всегда коррелирует со степенью тяжести речевого нарушения.

Следовательно, в логопедической литературе отмечается наличие у детей с недоразвитием речи стойких нарушений общения, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов.

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации логопедической работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития. Наряду с приоритетной значимостью рассмотрения теоретических аспектов данной проблемы имеется практическая необходимость в определении содержания коррекционного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Выводы по первой главе

Итак, были изложены теоретические аспекты формирования коммуникативных навыков у детей с ОНР.

Из рассмотренного материала можно сделать следующие выводы:

1) проблема формирования навыков общения у детей актуальна;

2) важная проблема в работе с детьми с общим недоразвитием речи, имеющим проблемы в общении - организация и содержание психолого-педагогических особенностей таких детей;

3) в результате недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи отмечается ограниченность доступных языковых средств, наличие особого звукожестового - мимического комплекса, используемого детьми, своеобразные трудности, возникающие при переходе к слову как средству общения и обобщения;

4) без специального обучения дети с общим недоразвитием речи не овладевают операциями анализа и синтеза, сравнения и обобщения;

5) недоразвитие речевых средств у детей снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей (замкнутости, робости, нерешительности); порождает специфические черты общего и речевого поведения (ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь), проводит к снижению психической активности;

6) решающими факторами становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие со взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития;

7) уровень сформированности общения ребенка с общим недоразвитием речи во много определяется уровнем развития его речи.

недоразвитие речь дошкольный общение

Аннотация: В статье обосновывается необходимость разработки психолого-педагогических воздействий, направленных на формирование навыков коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы речевого развития, а также представлены результаты изучения коммуникативной деятельности детей с ОНР (общим недоразвитием речи).

На современном этапе модернизация образования предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении развитие познавательных и коммуникативных способностей личности , воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями.

По результатам проведённого нами обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР (методика Е. Б. Чернышовой) мы выявили следующие особенности коммуникативной деятельности старших дошкольников с ОНР.

В старшем дошкольном возрасте дети с ОНР стремятся к общению с близкими родственниками, а не со сверстниками. Дети готовы к общению со сверстниками, но вступление в контакт с другими детьми вызывают у них проблемы. У детей крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности в общении. В большинстве случаев дети недостаточно активны, скованны, напряжены, не проявляют инициативу, что влияет на свободу установления контакта с другими детьми.

У детей с ОНР недостаточное стремление к широкой информированности, низкая активность вопросно-ответной коммуникации. Вежливость дошкольников к сверстникам обычно ниже, чем к взрослым, а в разговоре с ровесниками перебивание считается необходимым элементом общения. Для детей не характерно общение с постоянным кругом сверстников, они предпочитают общение с собеседниками того же пола, что и сами. В общении стремятся любым способом произвести положительное впечатление на собеседника, выделиться среди остальных детей, обратить на себя внимание.

Общительность с близкими взрослыми проявляется в невысокой частоте инициативных актов. У детей имеется потребность в общении со взрослым, но взрослый необходим им как помощник, партнер по совместной деятельности. Они стремятся к тому, чтобы взрослый их похвалил, помог им. По данным наблюдения, у всех детей данной группы низкий уровень сосредоточенности спора на решении проблемы, в спорах они часто теряют нить спора, отходят от первоначальной темы и часто не сосредоточены на решении проблемы, а преследуют преимущественно цели самоутверждения.

Дети с ОНР реже используют элементы адекватного невербального поведения в общении со сверстниками, родителями, воспитателями, чем дети без речевых нарушений.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации языковой системы отрицательно сказываются на их коммуникативной деятельности. Такие особенности речевого развития, как:

  • бедность и недифференцированность словарного запаса,
  • явная недостаточность глагольного словаря,
  • своеобразие связанного высказывания,

препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении.

В целом, коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Но, надо отметить, что все выше сказанное не влияет фатально на качество коммуникативной деятельности ребенка.

Дети с ОНР обладают теми же яркими признаками коммуникативной деятельности что и дети с речевой нормой. Анализ полученных данных указывает на необходимость введения в коррекционно-логопедическую работу особых средств, форм и методов, направленных на развитие коммуникативной деятельности детей.

Кашина Анастасия Николаевна,
учитель-логопед,
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 84,
г. Иркутск