Программа летнего лагеря посвященная году экологии. Экологическая игра по станциям в лагере. Сценарий. День «Фантазий и юмора»

Директор МБОУ СОШ №3

И.Н.Литвинова

«____» _______________ 2013г.

ПРОГРАММА

летнего школьного лагеря с дневным пребыванием

(направление: экология)

Составила: Терещенко Н.В.

«Море солнца, море света.

Здравствуй, праздничное лето!»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы №3, г.Донецк, Ростовская область, ул.Цветкова, 18а. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Общая численностью ___ человек, лагерь будет делиться на 3 отряда (первый отряд «Ромашка» - учащиеся 1-2 классов; второй отряд – «Ровесник» - учащиеся 3-4 классов, третий отряд «Эколог» учащиеся 5-7 классов).

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Программа «Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей , и нацелена на формирование соответствующих умений и навык Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

    Конвенцией ООН о правах ребенка;

    Конституцией РФ;

    Законом РФ «Об образовании»;

    Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

    Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

    Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

    Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Актуальность проблемы

Экологический лагерь дневного пребывания «Зелёный островок» организуется на базе МБОУ СОШ №3. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

    Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка;

    Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность сельского лагеря.

Задачи программы:

    Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

    Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

    Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

    Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Зелёный островок» опирается на следующие принципы :

1. Принцип гуманизации отношений : построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности : результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Зелёный островок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3 . Принцип демократичности : участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4 . Принцип дифференциации воспитания : дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

Активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности : творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:

    Экологическое направление.

    Художественно – эстетическое направление.

    Физкультурно-оздоровительная деятельность.

    Патриотическое направление .

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:

Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

Раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;

Приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;

Изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;

Основные формы работы :

Экологический десант

Операция « Тропинка»

«Экологическое ассорти»

«Зеленый патруль»

Участие в экологических акциях

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности :

    пробуждать в детях чувство прекрасного;

    формировать навыки культурного поведения и общения;

    прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения :

Посещение кинотеатров, музеев;

Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

Игровые творческие программы

Концерты («Звездопад»)

Творческие игры («День рекордов»)

Праздники («Творческая волна – 2013»)

Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

Марафон сказок.

День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

« Это ты, моя Россия!»

Спортивные соревнования «Снайпер»

Беседа «Символика Российской Федерации»

Игра «Зарничка»

Оздоровительная работа.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

Ежедневный осмотр детей медицинским работником;

Утренняя гимнастика;

Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

Организация пешеходных экскурсий;

Организация здорового питания детей;

Организация спортивно-массовых мероприятий:

Спортивные эстафеты;

Подвижные спортивные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

Коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,

«Назовись»;

Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона».

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

Анкетирование;

Беседы в отрядах;

Планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила безопасности при терактах»

«По предупреждению кишечных заболеваний»

«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»

«Если ты один дома»

«Безопасность в доме»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения и безопасности человека на воде»

«Меры доврачебной помощи»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Беседы:

«Как ухаживать за зубами?»

«Путешествие в страну Витаминию»

«Как беречь глаза?»

Агитбригада «Уроки безопасности при пожаре»;

Работа по развитию творческих способностей детей

Оформление отрядных уголков, стенных газет;

Ярмарка идей и предложений;

Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

Кружки

Кружок «Сказочник»

Кружок « Умелые руки»

Кружок «Айболит»

Ожидаемый результат .

    укрепление здоровья детей;

    формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;

    создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

    пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

    укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

    развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

привитие навыков самообслуживания;

    развитие чувства патриотизма;

    воспитание уважение к родной природе.

Что ожидают дети?

Самовыражение

Приключения

Дружба

Новые знакомства

Яркий отдых

Открытие нового

Радость, эмоциональное удовлетворение

Высокую активность ребят

Проявление лидерских качеств

Взрослые ожидают

Воспитание чувства ответственности

Сохранение и укрепление здоровья

Осознания малой и большой Родины

Расширение кругозора и проявление творческих способностей

Результат оценивается по следующим направлениям:

    Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).

    Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки ребят.

    Наличие потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.

    Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.

    Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).

    Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.

    Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.

    Награждение за активное участие в мероприятиях.

Схема взаимодействия пришкольного лагеря

«Зелёный островок» с социумом в реализации программы

Центр детского творчества

Музыкальная школа

Городская библиотека

«Зелёный островок»

Газеты: «Донецкий рабочий», «Новость»

Городской музей

Школьная библиотека

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Экран настроения

Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

9.00-9.15 Бодрячок

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара !

Отрядные дела

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

11.00.-11.15 Второй завтрак

Вот и снова горн поет,

Сладкий фрукт в столовой ждет!

«Твори! Выдумывай! Пробуй!» (занятия по интересам)

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!

12.15-13.30 Общелагерное мероприятие.

13.30-14.00 Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

А теперь всем: «ДО СВИДАНИЯ!»

Завтра снова мы придем

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

День первый

«День знакомств»

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

2. Операция «Уют»

3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей»

4. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера)

День второй

«Открытие лагеря Зелёный островок»

1. Минутка здоровья «Закаливание»

2. Беседа «Осторожно огонь»

3. Занятия в кружках

4. Подвижные игры на воздухе

5. Веселыми тропинками лета (открытие смены)

«Здравствуй ЛЕТО!»

День третий

«День игр, игрушек, шариков и бантиков»

1.Минутка безопасности «Мы и дорога»

2.Выход в бассейн.

3.Спортивно-развлекательный праздник «Шар-Ах, Шоу!»

День четвертый

«День экологии»

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых)

2.Экологический десант десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов)

3. Спортивные игры на воздух

4. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе

5. Игра по станциям «Экомарафон»

День пятый

«День Эколог-Шоу»

3. Выход в бассейн

4. Конкурс талантов «Эколог-Шоу»

День шестой

«День талантов»

1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»

2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги»

3. Выход в бассейн

4. Конкурс талантов «Звездопад»

День седьмой

«День Волшебных сказок»

1. Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки

3. Конкурс рисунков «Волшебные краски»

4. Участие в городской Спартакиаде, посвященной Дню России и Международному дню друзей.

5. Игра-путешествие «В гостях у сказки»

День восьмой

«Летняя карусель»

1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»

2. Занятия в кружках

3. Выход в бассейн

4. Участие в городском празднике «День Свободной России»

5. Развлекательная игра по станциям «Летняя карусель»

День девятый

«День России»

1. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед»

2. Заочная экскурсия в музей «История нашего города»

3. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»

4. Выход в парк

5. Спортивно-игровой праздник «Символика России»

День десятый

«День Фантазий и Юмора»

1.Беседа «Смех – лучшее лекарство»

2. Викторина «Устами младенца»

3. Занятия в кружках

4. Юмористический конкурс «Эти забавные животные»

День одиннадцатый

«День Следопытов»

1.Минутка безопасности «Один дома…».

2.Выход в бассейн

3.Игра на местности «Следопыт»

День двенадцатый

«День Олимпийцев»

1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?»

2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»

4. Развлекательная игра «Зов джунглей»

День тринадцатый

«День здоровья и спорта»

1.Минутка здоровья

2.Конкурс «Экологическая тропа»

4. Развлекательная игра «Весёлые старты»

День четырнадцатый

День «Лесное путешествие»

2.Путешествие в страну «Экология»

3.Занятия в кружках

4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное»

путешествие» Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей

День пятнадцатый

«День водных забав»

1.Минутка безопасности «Как вести себя на воде?»

2.Путешествие в страну «Спортландия»

3.Занятия в кружках

4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Экологическое ассорти»

День шестнадцатый

«День памяти и скорби»

1.Минутка здоровья «Правильное питание»

2.Митинг «Слава павшим героям» с участием ветеранов Вов

3.Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»

4.Занятия в кружках

День семнадцатый

«Разноцветный День»

1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры».

3. Выход в бассейн

4. Конкурс «Творческая волна»

День восемнадцатый

«День расставаний»

1.Минутка здоровья «Гигиена в доме»

2. Выход в бассейн

3. Праздничный концерт , посвященный закрытию лагерной смены «Расстаются друзья»

Экологический кросс в летнем. Сценарий

Отряды делятся на две возрастные группы. Каждая из них (одна за другой с интервалом в один час) в назначенное время собирается на главной площади. Советник объявляет собравшимся, что администрация лагеря озабочены ухудшением экологической обстановки в лагере, и просит посмотреть видеоролик «Десять негритят» по теме загрязнения природы.

Во время исполнения видеоролика звучит ритмичная инструментальная музыка, на фоне которой Советник читает текст. Каждый из десяти негритят, по очереди исполнив свою роль, падает на помост. В конце стихотворения они встают и изображают детей-мутантов.

Десять негритят

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую,

Хотим вам рассказать.

Итак, однажды утром,

А может быть, не утром

Отправилися к морю

Десять негритят.

Десять негритят

Пошли купаться в море,

Десять негритят

Резвились на просторе.

Один из них решил

Поплавать в местной речке,

Но, с речкою, увы,

Произошла осечка.

В мазутное пятно

Несчастный завалился.

И больше не шумел,

И больше не резвился.

И девять негритят

Пошли купаться в море,

Девять негритят

Резвились на просторе.

Один из них решил

Позавтракать немножко.

И выкопал, чудак,

Немножечко картошки.

И где же он теперь?

Нигде его не видно.

Мы видим, как вредна

Картошка с пестицидом.

И восемь негритят

Пошли купаться в море,

Восемь негритят

Резвились на просторе.

Один из них попал

Под дождик под кислотный,

Под серный, может быть,

А может, под азотный.

Под дождиком скакал,

Под дождиком резвился.

И вскоре без следа

Куда-то растворился.

И семь негритят

Пошли купаться в море,

Семь негритят

Резвились на просторе.

Седьмой же был фанат

Гимнастики дыханья,

Он грудью всей дышал,

Размахивал руками.

Смотрите на него —

Здоровьем он не пышет.

Кто хочет долго жить,

Здесь воздухом не дышит.

Шесть негритят,

Пошли купаться в море,

Шесть негритят

Резвились на просторе.

Шестой из них решил

На солнышке погреться,

Позагорать в обед

И на песке разлечься.

Не слышал он, что есть

Озоновые дыры.

Да, что там говорить,

Пусть спит спокойно с миром...

Пять негритят

Пошли купаться в море,

Пять негритят

Резвились на просторе.

А пятый, что любил

Учение до жути,

В одной из школ нашел

Он шарики из ртути.

Что с ним произошло —

Ни для кого не диво.

Не нужно в рот пихать,

Что выглядит красиво.

Четыре негритенка

Пошли купаться в море,

Четыре негритенка

Резвились на просторе.

Четвертый как-то вдруг

Решил в своем бунгало

До корня извести

Клопов и тараканов.

Во все углы с утра

Побрызгал дихлофосом,

И смотрит с этих пор

На тараканов косо.

Трое негритят

Пошли купаться в море,

Трое негритят

Резвились на просторе.

А третий из друзей,

Прогуливаясь чинно,

На улицу попал,

Где бегают машины.

Проехало вокруг

Машин десяток разом.

И с этих пор всегда

Он чуточку под газом.

Двое негритят

Пошли купаться в море,

Двое негритят

Резвились на просторе.

Один из них, увы,

Легонько простудился,

Лекарства он купил

И ими полечился.

Помочь ему теперь

Едва ли кто сумеет.

Он больше никогда

Ничем не заболеет.

Десятый негритенок,

Удачлив был с пеленок

Ему всегда везло,

И он судьбе назло

Все продолжает жить.

С женою есть и пить.

И вот вам результат —

Стало 10 негритят.

Но он был из Байкальска,

Она же была с Уральска,

Где воздух отравили,

Природу погубили,

А в атмосфере газы,

В воде полно заразы,

А в пище пестициды,

Фосфаты, гербициды,

А также радиация!

Грозит всем деградация.

Рубашки из нейлона,

Колготки из капрона,

Да плюс дезодоранты.

И родились мутанты.

Беззубые, косые,

Хромые и глухие,

Немые и тупые,

Несчастные, больные,

Ну, словом, все уроды.

Вот так нам мстит Природа!

Сергей Саяпин

Советник, выполняя волю руководителей, отправляет всех подданных в Экологический кросс, чтобы они смогли проверить свои знания по правилам охраны природы и задумались о своем отношении ко всему живому на Земле. Советник выдает каждому отряду маршрутный лист. (Отряды будут двигаться по кругу, сменяя друг друга на станциях.)

Организаторы конкурсов на станциях ставят оценки в маршрутный лист в зависимости от того, сколько точных ответов дали ребята или сколько времени они потратили на выполнение задания. Оценки ставятся по пятибалльной системе. (Можно вместо оценок ставить значки: 5 — звездочка, 4 — квадрат, 3 — треугольник, 2 — крестик, 1 — кружок).

Вот какие задания могут быть на станциях:

1. Ведущий зачитывает ситуацию, ребята должны сказать, что правильно, а что неправильно сделали туристы.

1.1. Туристы пришли на место, поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес и наломали много сосновых веток, чтобы подстелить их под дно палатки — так мягче и теплее будет спать. (Лучше взять с собой надувные матрасы или полиуретановые коврики.)

1.2. «Вот и кострище есть. Давайте разожжем костер здесь», — предложил Алик. — «Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее», — возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Используйте старое кострище, чтобы не делать новый ожог. Дерн надо аккуратно снять, чтобы потом положить на место. Не разводить рядом с деревьями, особенно сухими. От костра могут испортиться корни.)

1.3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких яиц шоколадного цвета. Она осторожно положила одно к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.

(Птица может испугаться и бросить начатое гнездо, перестать высиживать яйца; зверь или птица-хищник по тревожному крику матери может обнаружить гнездо — и съесть яйца; птенцы могут испугаться, покинуть гнездо раньше срока и погибнуть.)

1.4. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно, придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей. (Пытаясь вырваться из «темницы», бабочка обтреплет свои великолепные крылышки, чешуйки облетят. Бабочка погибнет. Из крупных бабочек можно неограниченно ловить капустную белянку и других белянок.)

1.5. Мальчики пробирались сквозь заросли водяных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежную кувшинку, которую те назвали «водяной лилией». «Пусть они оценят нас, мы даже пиявок не испугались». (Цветы рвать нельзя. Не нарушайте красоты пейзажа. «Водяная лилия» занесена в Красную Книгу.)

1.6. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после отдыха. (Все отходы нужно увозить с собой в город. Особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали.)

1.7. После ужина осталась каша, все наелись, и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», — предложил кто-то. (Пищу никогда не сжигают. Если есть водоем, подкормите рыбу. Если нет водоема — оставьте на земле — склюют птицы или съедят зверюшки.)

1.8. Ребята сожгли на костре пластиковые стаканчики и полиэтиленовые мешки. (Этого делать нельзя. В воздух попадают очень вредные вещества, которые могут влиять на наследственные структуры человека и животных. В золе, кроме того, остается смола, которая не разлагается естественным путем.)

2. Ребятам выдается набор карточек, на которых синим цветом написаны начала пословиц, поговорок и народных примет, а красным их окончания. Надо как можно быстрее восстановить правильно эти фразы, то есть соединить начала и окончания пословиц.

2.1. Жизнь дана на добрые дела.

2.2. Без хозяина земля круглая сирота.

2.3. Накорми землю — она накормит тебя.

2.4. Много снега — много хлеба.

2.5. Много воды — много травы.

2.6. Аист на крыше — мир на земле.

2.7. Одно дерево погубил — посади сорок.

2.8. Старые деревья молодые охраняют.

2.9. Поздний листопад к суровой и долгой зиме.

2.10. Зима морозная — лето жаркое.

2.11. Зима снежная — лето дождливое.

2.12. Дым столбом к морозу.

2.13. Иней на деревьях к долгой весне.

2.14. Длинные сосульки к долгой зиме.

2.15. Срубили кусты — прощай птицы.

2.16. Больше птиц — выше урожай.

2.17. Вода на лугу — сено в стогу.

2.18. В цвету трава — косить пора.

2.19. До поры, до времени не сеют семени.

2.20. День прозевал — урожай пропал.

2.21. Судьба природы — судьба Родины.

3. Отряду выдаются напечатанные на листочках высказывания известных людей, в которых пропущены слова. Надо подумать и вставить подходящее по смыслу слово.

Экологические высказывания известных людей:

3.1. Как это получается, что вода, столь (НУЖНАЯ), что без нее было бы невозможно жить, ценится так (ДЕШЕВО), тогда как алмазы, не приносящие никакой пользы, ценятся так (ВЫСОКО). (Адам Смит)

3.2. Оценивать (ПРИРОДУ) только по стоимости ее материальных богатств — это все равно, что оценивать (ПОЛОТНА) великих художников по их метражу или по затратам на холст, краски и раму. (Николай Сладкое)

3.3. С появлением (НАШИМ) континенты быстро дряхлеют. (Эрнест Хэмингуэй)

3.4. (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО) брало разгон 30 тысяч лет, и теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью. (Ж. Дорст)

3.5. Нельзя допустить, чтобы (ЛЮДИ) направляли на свое собственное уничтожение те силы (ПРИРОДЫ), которые они сумели открыть и покорить. (Ф. Жолио-Кюри)

3.6. Чтобы уметь (УПРАВЛЯТЬ) природой — надо уметь ей (ПОВИНОВАТЬСЯ). (Японская мудрость)

3.7. Чтобы одолеть вещественное и энергетическое загрязнение (ПРИРОДЫ), надо остановить загрязнение (СОЗНАНИЯ). (Игорь Васильевич Петрянов-Соколов)

3.8. (ПРИРОДА) не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда (ПРАВА); ошибки же и заблуждения исходят от (ЛЮДЕЙ). (Гете)

4. На станции вывешен плакат, на котором написаны цифры 12 000; 6.3 млрд; 40—50 млрд; 700—900 литров; 300.000 литров; 35 тонн и так далее.

Ведущий зачитывает сообщение, ребята называют цифру с плаката, которая, по их мнению, наиболее подходит к этому утверждению или вопросу.

4.1. В ряде стран Африки смертность от голода составляет 12 000 человек в день.

4.2. Сейчас на Земле живет 6,3 миллиарда человек.

4.3. Потенциальные ресурсы Земного Шара позволяют прокормить 40—50 миллиардов человек.

4.4. Взрослый человек потребляет в день 700—900 литров кислорода.

4.5. Легковой автомобиль на 1 000 километров пробега потребляет 300 000 литров кислорода.

4.6. Реактивный турболайнер «Париж — Нью-Йорк» потребляет 35 тонн кислорода.

4.7. Сколько гектаров леса выделяют за день такое же количество кислорода (35 тонн кислорода выделяют 3 000 гектаров леса).

4.8. Из океанов и морей мы вылавливаем 100 миллионов тонн рыбы.

4.9. Из недр планеты извлекаем 100 миллиардов тонн руды.

4.10. Производим 50 миллионов тонн синтетических веществ.

4.11. На поля завозим 100 миллионов тонн минеральных удобрений.

4.12. В атмосферу выбрасываем 200 миллионов тонн углекислого газа.

4.13. Целлюлозно-бумажный комбинат города Байкальска (Иркутская область) сбросил в озеро Байкал столько отходов, содержащих хлор и сульфат-ионов, что это соответствует сбросу ежедневно 30 тонн соляной кислоты и 60 тонн серной кислоты.

4.14. К 1988 году Аральское море ушло от своих берегов на 15—65 километров.

4.15. Уровень Арала упал на 11 метров.

4.16. Ежегодно с Земли исчезают 15 миллионов гектаров леса.

5. Ребята отвечают на вопросы ведущего:

5.1. Что такое «ядерная ночь» и «ядерная зима»? (Радиационное поражение экосистемы, разрушение озонового слоя, изменение погоды и климата. Только на промыслах и складах сгорит 2.5 миллиарда тонн ископаемого топлива, плюс лесные пожары. Дым и пыль вызовут увеличение оптической плотности атмосферы. Из-за плотных облаков произойдет снижение температуры. Замерзнет вода. Погибнут растения.)

5.2. Самая крупная экологическая катастрофа XX века? (Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции: 20.04.1986 - Украина, СССР.)

5.3. Что представляет наибольшую угрозу для почвы? (Пестицидное загрязнение)

5.4. Что такое демографический взрыв? (Перенаселение планеты, нехватка ресурсов, прежде всего, пищевых.)

5.5. Что создается для сохранения уникальных природных комплексов? (Охраняемые территории и заповедные экосистемы.)

5.6. В «Красную Книгу» занесены редкие и исчезающие животные. Сейчас хотят создать «Черную книгу» и «Белую книгу», а для какой цели? («Черную книгу» — в память о загубленных нами животных. «Белую книгу» — в жертву радиации.)

5.7. Назовите город в Иркутской области, которой официально признан «Зоной экологического бедствия». (город Братск)

5.8. Что такое партия зеленых или «Гринпис»? (Созданная в 1970 году Международная Организация по защите живой природы.)

5.9. На Земле идет потепление климата. Что является этому причиной? (Промышленная деятельность человека, загрязнение атмосферы и, как следствие, озоновые дыры.)

5.10. Какой природной катастрофой для людей может закончиться потепление климата? (Растают льды, поднимется уровень воды, вода затопит плодородные земли, села, города.)

Ответ:

Птицы: По горизонтали — ястреб, страус, беркут, гагара, синица; по вертикали — дятел, саджа, чайка, дрофа, сокол, ворон.

Деревья: По горизонтали — береза, рябина, тополь, сирень, акация; по вертикали — сосна, верба, осина, груша, слива.

7. В таблице надо найти отгадки на загадки ведущего. Читать слова надо только по горизонтали или вертикали.

Ответы на эти загадки спрятались в таблице.

Для того, чтобы разгадать такой кресс-кросс, нужно внимательно прослушать загадку и ответ найти в таблице.

Кресс-кросс «Природа и ее явления»

Белые цветочки

Вечером расцветают,

а утром увядают. (Звезды)

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду

Покуда он идет. (Дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем:

Ищем, ищем — не найдем. (Роса)

Живет без тела,

Говорит без языка;

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

У тебя есть.

У меня есть,

У дуба в поле,

И нет у рыбы в море. (Тень)

По морю идет, идет,

А до берега дойдет,

Тут и пропадет. (Волна)

Когда я молод был —

Светло светил.

Старым стал —

Меркнуть стал. (Месяц)

Летом бежит,

А зимой стоит. (Река)

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю, всем добром плачу. (Земля)

Что идет, не двигаясь с места? (Время)

На дворе горой,

А в избе водой. (Снег)

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лед)

Серое сукно тянется в окно. (Дым)

(Ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.)

9. Ответить на вопросы о животных.

9.1. Какому маленькому животному установлено целых три памятника? (Лягушке — в Сорбонне (Франция), в Токио, а еще в Дании: Лягушке-путешественнице.)

9.2. Какому животному установлен памятник в Риме, так как это животное вскормило своим молоком основателей этого города Ромула и Рэма? (Волчице)

9.3. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь)

9.4. Кого называют «инженерами животного царства»? (Бобров)

9.5. Какой птице жители Бостона (США) воздвигли в главном парке памятник? (Воробью — победителю гусениц.)

9.6. Какому животному поставлен памятник в честь его истребления? (Волку)

9.7. Какая рыба является индикатором чистоты воды? (Форель живет в самой чистой воде; карп — самой грязной стоячей воде прудов; Дафнии живут только в чистой воде.)

9.8. Какие представители животного мира на Земле более всего высокоустойчивые к загрязнению среды? (Паукообразные и взрослые насекомые.)

9.9. Человека можно найти по отпечаткам пальцев. А по каким отпечаткам ищут домашних животных? (По отпечаткам носа.)

9.10. Стервятник не может клювом пробить твердую скорлупу страусиного яйца и все-таки он умудряется разбить его. Как? (Бросает в полете, с большой высоты, на камень.)

9.11. Доктор Джексон из лаборатории Боулинг-Грин США утверждает: «Следует помнить, что мы имеем дело с самыми многочисленными и преуспевающими млекопитающими на планете Земля, за исключением самого человека». О каких животных здесь идет речь? (О крысах.)

9.12. Египетские пирамиды названы одним из семи Чудес света. Высота пирамиды Хеопса в Гизе в 84 раза больше роста человека. Но в мире живой природы существуют не менее чудесные постройки. Высота одной из них превышает длину тела строителя в 600 с лишним раз. Кто возводит такие строения? (Термиты)

9.13. На юге России живут муравьи-амазонки. Довольно крупные, рыжие, проворные и очень воинственные. Муравьи, всем известно, первоклассные работники, а амазонки, можно сказать, — тунеядцы. На какие «средства» они живут? (Муравьи-амазонки — рабовладельцы. Они захватывают личинки черно-бурых муравьев и делают из них рабов, которые строят им жилища, ухаживают за личинками, добывают корм.)

9.14. Завяжите гремучей змее глаза, обездвижьте ее Длинный, щупающий язык. Заткните ноздри ватными тампонами и поднесите руку к ее голове. Последует Молниеносный, точный бросок. Как же чувствует гремучая змея приближение руки? (У нее есть термолокаторы.)

9.15. Чем отличаются удавы от питонов? (Питоны откладывают яйца, а удавы рожают живых детенышей.)

9.16. У кого из животных самые большие когти? (У гигантского броненосца. Рост его около полуметра, вес более 70 килограмм, когти длиной с ладонь и такой же, как ладонь, ширины.)

9.17. Если бы мифы и легенды не оставили нам довольно подробного описания драконов, то какое, из ныне живущих пресмыкающихся, могло бы послужить их прообразом? (Варан с малайского острова Комодо. Его длина достигает четырех метров, вес до 150 килограммов, окрас серо-коричневый; он совершенно глух, а челюсти могут широко раздвигаться, как у змеи. Язык развоен и достигает полуметра. Вараны — хищники.)

9.18. Какие животные умеют отлично и долго летать? (Летучие мыши.)

9.19. Какое насекомое отряда жесткокрылых носит название зверя? (Жук-носорог)

9.20. Назовите самую крупную сову. (Речной филин. Длина тела достигает 70 сантиметров.)

9.21. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх, и вниз головой? {Поползень)

9.22. Кого называют «пернатой кошкой»? (Сову. Она охотится на мышей и других грызунов.)

9.23. Какая птица переносит в лапах своих птенцов? (Вальдшнеп)

9.24. Какой зверь занимает первое место в пушном промысле в России? (Белка. По числу добываемых шкурок она занимает первое место в пушном промысле нашей страны.)

9.25. Какой представитель животного мира проникает в почву глубже других? (Дождевой червь)

9.26. Какого нашего зверька не ест ни лиса, ни хорь? (Землеройку. Потому, что им неприятен запах мускуса, исходящий от землеройки.)

9.27. Какой отряд млекопитающих самый многочисленный? (Грызуны)

9.28. Как называется самая маленькая и самая большая сова? (Сыч и филин)

9.29. Как называют полуобезьян, ведущих ночной образ жизни? (Лемуры с острова Мадагаскар.)

9.30. Как змеи без рук, без ног ползут вверх по деревьям? (Цепляются за кору чешуйками своей кожи.)

9.31. У щитомордников и гремучих змей между ноздрями и глазами есть глубокие ямки. Что это? (Термолокаторы)

9.32. В полярную ночь вы увидели белого медведя на льдине. Кто это, самец или самка? (Это самец. Самка спит. Рожает детенышей.)

9.33. Откуда у белого медведя привычка закрывать лапами нос? (Маскируется, закрывает лапой черное пятнышко носа, чтобгя не увидел охотник или добыча.)

10. Ответить на вопросы о растениях.

10.1. Это дерево называли в старину деревом четырех дел. Первое дело — мир освещать. Второе дело — чистоту соблюдать. Третье дело — крик утешать. Четвертое дело — больных исцелять. Что это за дерево? (Береза)

10.2. Дерево это на Руси особо ценили. Без него не мыслил жизни ни один крестьянин. И чай из его цветков заваривали, и лыко на лапти драли, и мочало из него делали для веревок, кулей, циновок, из коры лубки изготовляли для покрытия домов, обивки саней, для изготовления коробов. (Липа)

10.3. Это хвойное дерево непременно сохраняет свою замечательную особенность. Спелая шишка на нем всегда сидит вертикально. (Пихта)

10.4. Почему у сосны нижние веточки высыхают? (Сосна очень светолюбива. Оттого, что верхние ветки закрывают солнце, нижние засыхают.)

10.5. В старину, когда искали место, где рыть колодец, втыкали в землю прутик одного дерева. Если прутик не упадет, распрямится, надо рыть, вода будет. (Ива)

10.6. Это дерево по скорости роста может сравниться с бамбуком. Из него делают спички, так как его древесина очень пористая. Высушенная, она быстро загорается. А вот в лесу это дерево загорится последним, так все поры его ствола заполнены влагой. (Осина)

10.7. Дерево это называют царем тайги. Если собрать и переработать весь урожай плодов, которые дают эти деревья за год, то можно удовлетворить мировую потребность в масле. (Кедр)

10.8. Какое дерево в России одевается листвой позже всех? (Дуб)

10.9. Какие наши деревья «плачут» весной? (Клен, береза)

10.10. Какие деревья и кустарники не меняют цвета листьев осенью? (Сирень и акация)

10.11. Какое дерево тонет в воде, почти не поддается гниению (из него строят опоры мостов, плотины, и вся Венеция стоит на нем)? (Лиственница)

10.12. Если у этого дерева обрезать вершину, оно уже никогда не вырастет, зато боковые ветви очень разрастаются. Такие деревья превращаются в живой щит и хорошо задерживают снег, поэтому их садят вдоль железной дороги, как защитную полосу. (Ель)

10.13. На Земном Шаре есть дерево, которое гибнет, если его польешь. Что это за дерево? (Один из символов пустыни — саксаул.)

10.14. Какое растение может расти со скоростью до одного метра в сутки? (Бамбук)

10.15. Стойкой сосне не страшны ни морозы, ни жара, ни засуха. А чего кроме пожара боится сосна? (Темноты)

10.16. Как отличить черную и красную смородину, если ягоды еще не поспели? (Растереть листочек, у черной смородины запах своеобразный, а у красной нет.)

10.17. Подмечено, что в одни деревья молнии ударяют чаще, в другие реже, а третьи почти не трогают. Особенно значительны шрамы у дуба и у сосны. Почему молния часто повреждает дубы и сосны, и почти

не повреждает березу, тополь, вяз, орешник? (Основные корни дуба и сосны залегают очень глубоко, тем самым притягивают электрический разряд и проводят его в землю.)

10.18. Почему цветок лютик так называется? (От слова лютый — злой, так как очень ядовит. Его не едят животные, но, высохши, в сене, он теряет свои свойства.)

10.19. Какое растение ядовито для человека и животных и совершенно безвредно для птиц? (Вороний глаз)

10.20. Соком какого растения выводятся бородавки? (Чистотела)

10.21. Какое растение применяли во время войны при перевязках вместо ваты и антисептика? (Мох)

10.22. Из корней какого растения вы добудете муку для хлеба? Если корни отварите — у вас будет второе блюдо, молодые побеги заменят капусту, свежие листья пойдут на салат, а высушенные листья дадут ароматную заварку. (Иван-чай)

10.23. Это удивительное растение называют медвежьим луком, растет оно в южной части Сибири. Оно появляется, едва сойдет снег. Едят его в салатах, в супах и пельменях. Но лучше всего оно с хлебом и солью. В ста граммах его листьев витамина С больше, чем в одном килограмме лимона. Если съедать по 15 граммов этого растения в течение 15 дней, то восстанавливаются все витамины, потерянные организмом за зиму. (Черемша)

10.25. Жители Камчатки из волокон этого растения сотни лет делали одежду, паруса, вязали сети. По крепости и способности противостоять гниению, такие сети могли бы соперничать с капроновыми. Не случайно героиня сказки Андерсена, Элиза, плела рубашки своим братьям из волокон этого растения. (Крапива)

10.26. Доктор Любих из швейцарского исследовательского института транспортной медицины утверждает, что тот, кто ест эту ягоду, ночью видит лучше. Известно, что во время войны ее специально давали английским летчикам ночной авиации. (Черника. Голубика тоже улучшает зрение.)

10.27. Для чего у подснежника есть на стебле и цветке пушок? (Это шуба. Тоненькие волоски наполнены воздухом и сохраняют тепло.)

11. Отгадать загадки и ответить на вопросы о грибах.

11.1. Бугровато, а не воз, ноздревато, а не нос; сверху слизь, а не червяк; жил в земле, а не хомяк? (Масленок)

11.2. Зацвели сережки — первый гриб в лукошке. (Строчок, сморчок)

11.3. Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и квасу. (Дрожжи)

11.4. Выросли на полочке кисточки-метелочки, кисточки зеленые, лекари хваленые. (Пенициллин)

11.5. Без зубов, а дерево грызет. (Гриб-трутовик)

11.6. Свыклась водоросль с грибами, зацепилась за кору и пришлася ко двору. (Лишайник)

11.7. Почему настоящий грибник никогда не пнет даже совершенно бесполезную, с его точки зрения, поганку? (Поганка может пригодиться в качестве лекарства лосю или другому лесному зверю. Кроме того, эти грибы часто выполняют роль санитаров, разлагая обильный растительный мусор.)

11.8. Могут ли плесени улучшить качество продуктов? (Да. Некоторые виды плесеней придают определенным сортам сыра вид, запах и вкус. Например, сыры «Рокфор», «Комамбер».)

11.9. За какими грибами идут либо с собакой, либо с дрессированным поросенком? (За трюфелями — они растут под землей и имеют специфический запах.)

11.10. Кроме дрожжей «домашних» (пекарских, винных, пивных), существуют «дикие» дрожжи. Где они встречаются? (В солевых растворах: например, белая пленка на поверхности рассола в банке соленых огурцов, белый налет на поверхности копченой колбасы или сыра.)

11.11. В лесу какого типа встречается больше всего грибов: хвойном, лиственном, смешанном? (В смешанном.)

11.12. Его называют королем среди грибов. Ему уступают даже белый гриб и груздь. Он имеет почти столько же белка, сколько и мясо. По калорийности равен хлебу. И его можно есть сырым. (Рыжик)

12. В рассказе надо найти названия девяти пород собак.

(Распечатанный текст рассказа выдается каждому отряду.)

В лес по ягоды

Дед Чаркарин поДОГнал свой старенький «Москвич» к гаражу механика Сереги и сказал:

«Слышь, соколик, ездил я сегодня в БОР ЗА Ягодами. Взял с собой пса Дельфина. Но одни огорчения приключились, — он достал кисет с махоркой, свернул из клочка газеты цигарку, закурил и продолжил: — Поранил лаПУ ДЕЛЬфин, а я на пень наехал — переднее колесо «Москвичу» помял».

После этих слОВ ЧАРКАрин тяжко вздохнул, убрал киСЕТ, ТЕРпеливо стал ждать, что скажет Серега.

«Пса покажи ветеринару, — посоветовал механик. — А с крылом я возиться не стану. Сам деЛАИ. КАкая чепуха!»

«Не говори ТАК. САмое трудное дело — выправить крыло, — заметил дед. — Сколько за работу возьмешь, ясный соКОЛ? ЛИшнего не дам, но заплачу, как скажешь».

«Крыло выправить — чепуха, — повторил Серега упряМО. — ПСа вот. жаль... Ладно уж, свози Дельфина к ветеринару, а вернешься — задаром все тебе сделаю...»

Дед опять вздохнул и пошел к машине, откуда выглядывала добрая морда Дельфина.

(Ответ : Дог, борзая, пудель, овчарка, сеттер, лайка, такса, колли, мопс)

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).

П Р О Г Р А М М А

экологического лагеря

с дневным пребыванием детей

«ЭКОГРАД»

МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

1. Концептуальные основы программы.

Цель :

Создание условий для формирования и развития у подростков экологического мышления и природосообразного поведения при организации летнего отдыха.

Задачи :

    Развивать интерес к изучению экологии.

    Создать условия для творческого самовыражения участников лагеря.

    Расширять и углублять знания о природе Осинского района.

Программа основана на следующих принципах:

    Принцип гуманности.

    Принцип креативности и творческого начала в воспитании.

    Принцип доступности.

    Принцип эффектности.

    Принцип целостности.

    Участники проекта.

Общее количество участников проекта составит 29 человек, из которых – 25 учащихся и 4 педагогических работников.

Набор в лагерь будет осуществляться по желанию из числа подростков 6 – 8 классов, в возрасте от 13 до 15 лет, а также будут приглашены учащиеся, увлекающиеся естественными науками, учащиеся из малообеспеченных семей, участники экологического движения, биологического кружка, олимпиад, НОУ, конференции.

3. Время и место проведения.

Профильный экологический лагерь с дневным пребыванием подростков планируется с 2 июня по 27 июня 2014 года.

Питание участников осуществляется в школьной столовой. Для лабораторных занятий и отдыха предусмотрены отдельные помещения.

Содействуют в реализации программы районная детская библиотека, ДДЮТ «Росток», Осинский филиал Пермского краеведческого музея, лаборатория СЭС и Центр планирования семьи.

1. Исследовательская:

Изучение растений и животных Осинского района

Посещение краеведческого музея и музея «Природы»

Экскурсия в Осинскую лесную дачу

Лабораторные работы «Отбор проб атмосферного воздуха» и «Нитраты в овощах и фруктах»

Создание и защита экологических проектов.

2. Познавательная:

Реализация программы «Я и мое здоровье»

Интеллектуальные игры по экологии, биологии, валеологии

Праздники, посвященные дням Воды, Земли, Цветам и Леса.

3. Просветительская:

Выступление агитбригады «Здоровый образ жизни!»

Выпуск экологической газеты «Луч»

Оформление фотоальбома «Экоград»

Составление заметки в газету «Осинское Прикамье»

    Перспективный план работы по реализации программы

Дата

Мероприятие

Ответственные

1. Открытие лагеря.

2. Входной экологический мониторинг.

1.Подготовка к открытию лагеря.

2. Создание структуры самоуправления.

1. Презентация мэра и вице - мэра.

2. Оформление стенда «Экоград».

3. День науки.

1. День леса. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Праздник края.

    Праздник Леса.

    Выставка творческих работ из природного материала.

    Программа «Я и мое здоровье».

    Практическая работа «Отбор проб атмосферного воздуха».

    Программа «Я и мое здоровье».

1. Экологический калейдоскоп проектов:

    «Зеленая аптека»;

    «Мое любимое дерево»;

    «Человек и лес»;

    «Вторая жизнь вещей».

2. День спорта «Сильнее! Выше! Быстрее!»

    Программа «Я и мое здоровье».

    Защита проектов.

    Закаливающие мероприятия.

1. День экологии «Защити нашу планету!»

2. Подготовка к выставке творческих работ на тему «Цветы»:

  • аппликации;

    объемные работы из цветной бумаги;

    сочинения.

3. Мисс Флора.

1.Праздник «Чудесный мир цветов».

2. Выпуск листовок «Берегите растения».

3. «Алло, мы ищем таланты!»

    Практическая работа «Нитраты в овощах и фруктах».

    Выпуск газеты « Нитраты в нашей жизни».

    Программа «Я и мое здоровье».

1. День воды. Просмотр видеофильма « Вода».

2. Творческая работа. Эссе «Правда это или ложь?»

3. Программа «Я и мое здоровье».

1. Выпуск листовок «Берегиня» с призывом к охране воды.

2. День памяти. Выступление агитбригады по теме «Нет наркотикам!»

3. Дыхательная гимнастика.

2. Ток-шоу «Самое лучшее – это вода».

3. Витаминизация.

1. Программа «Я и мое здоровье».

2. Интеллектуальная игра «Растения Прикамья».

3. Подготовка ко Дню криминалистики.

1.«Детектив – шоу».

2. Экскурсия в Осинскую лесную дачу.

    Составление паспортов живому организму и его защита.

1. Программа «Я и мое здоровье». Рефлексия.

2. Подготовка к закрытию лагеря.

3. Интеллектуальная игра «Животные Прикамья».

1.Подведение итогов. Награждение. Итоговый мониторинг.

2.Праздник «Наши достижения».

6. Распорядок дня с 9.00 до 16.00 часов

9.00 – 9.15 - зарядка

9.15 - 9.30 - линейка

9.30 - 10.00 - завтрак

10.00 - 12.00 - мероприятие

12.00 - 12.30 - оздоровительные процедуры, отдых на свежем воздухе

12.30 - 13.00 - обед

13.00 - 14.00 - подготовка к мероприятию

14.00 - 15.30 - экскурсии, музыкальные часы, спортивные соревнования

15.30 - 15.45 - полдник

16.00 - подведение итогов дня, рефлексия

7. Ожидаемые результаты и их оценка.

В ходе реализации проекта в период с 3июня по 27 июня 2014 года будут получены следующие результаты:

    Организован летний отдых подростков в количестве 25 человек.

    Для 25 детей организована оздоровительная работа (витаминизированное питание, занятие спортом).

    Проведено 3 экскурсии по охраняемым местам Осинского района и в краеведческий музей природы.

    Организована и проведена выставка творческих работ учащихся: рисунков, аппликаций, сочинений, экологических проектов.

    Организованы общественные акции «Берегиня», трудовой десант по уборке территории городского парка и прибрежной зоны реки Кама.

    Организован и оформлен стенд «Экоград».

    Проведена пропаганда и просвещение здорового образа жизни.

    Выпущены листовки с информацией о химическом составе питьевой воды, о редких и исчезающих видах растений и животных Осинского района.

    Проведены практические работы совместно с сотрудниками лаборатории СЭС.

Показателем эффективности проекта является изменившееся сознание участников, которое проявится в позитивном отношении подростков к себе, окружающей природе, в способности каждого оценивать свои поступки и поступки других.

Реальное улучшение психического и физического состояния подростков, которое проявится в активности, в без конфликтных отношениях, в адекватной реакции за замечания взрослых.

Осознанное участие в общественно-полезной деятельности.

Повышение экологической грамотности и экологической культуры участников лагеря – оперирование понятиями, умения вести наблюдение, анализировать, делать выводы, укрепляется интерес к изучению природы, формируется убеждение о необходимости беречь и охранять природу.

Поставленная цель, задачи и намеченные результаты достигнуты путем проведения различных мероприятий, экскурсий, бесед, общественно-полезного труда, проведение конкурсов, игр, соревнований.

Объективно оценить эффективность проекта помогут результаты анкетирования, а также результаты рефлексии, которые будут анализироваться после каждого мероприятия.

8. Кадровое обеспечение.

Селиванова Людмила Александровна – руководство деятельностью смены экологического лагеря, знакомит с условиями труда педагогов смены лагеря, проводит инструктаж по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждения несчастных случаев, составляет график выхода на работу педагогического персонала, несет ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность.

Мокрушина Елена Ивановна – учитель биологии.

Воспитатели участвуют в разработке концепции лагерной смены, составляют программу развития деятельности подростков. Отвечают за жизнь и здоровье детей: своевременный прием пищи, личную гигиену и безопасность, участие детей во всех мероприятиях, отслеживают и анализируют эмоциональное состояние детей.

Приложение 1.

Анкетирование участников экологического лагеря

Опросник «Альтернатива» (В.А. Ясвин).

Ориентирован на выяснении мотивации поступков опрашиваемых в природном окружении: готовы взаимодействовать с природой для получения эстетического удовольствия, изучения, практических действий, реализации своих целей.

В предложенных ситуациях подростки выбирают один вариант ответа, который кажется наиболее подходящим для них.

1. Для вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок:

А) с красивой окраской;

Б) с интересным поведением.

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием:

А) собирать гербарий лекарственных растений;

Б) собирать растения для изготовления настоек.

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам:

А) о строении животных;

Б) о том, как ухаживать за животными.

4. В ботаническом саду Вы, скорее всего:

А) будете любоваться тропическими растениями;

Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимания:

а) на то, как они устроены;

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта:

а) цветочных культур;

Б) плодовых культур.

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете:

А) стихи хороших поэтов о природе;

Б) заметки из блокнотов натуралиста.

    Получив диплом ученого агронома, Вы предпочли бы работать:

а) в лаборатории;

б) на опытной станции.

9. Вы бы завели собаку:

А) чтобы ухаживать за ней;

Б) для охраны квартиры.

10. Вы предпочтете прочесть:

А) книгу о красоте природы;

Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы:

А) следить за ростом и развитием деревьев;

Б) руководить заготовкой ценной древесиной.

12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы бы поехали туда:

А) весной;

Б) осенью.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ

(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ)

Руководитель

Бибер Мария Александровна

Губаха, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа экологического лагеря, который позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Программа включает в себя следующие направления:

    образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

    воспитательное;

    спортивно-оздоровительное направление.

Цель: создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.

Задачи:

    приобщение детей к изучению природы родного края, осознанию связей между человеком и природой, развитие инициативы и самостоятельности;

    формирование ответственного отношения к себе как личности, от которой зависит среда, природа, общество;

    формирование у детей здорового образа жизни.

    формирование первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;

Участники: учащиеся школы 5 - 8 класс.

Форма проведения: лагерь с дневным пребыванием учащихся и двухразовым питанием (завтрак и обед). Количество учащихся: 10 человек.

ПЛАН-СЕТКА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ.

День защиты детей.

    Разработка экологических плакатов

Экологическая игра «Упаковку в переработку»

Экологический эрудицион «Свалка по имени Земля»

Мероприятие «Знатоки природы»

Игровая программа «Книга жалоб природы»

Выход на природу к источнику. Акция «Здоровый лес» (очистим лес от мусора)

Поездка в поселок Северный (спортдень)

Акция «Муравейник» (разработка листовок по сохранению муравейников)

Акция «Зеленая аптека» (составление списков лекарственных растений нашей местности)

Интеллектуальная игра «ЭкоЛогика»

Поездка на Верхнюю Губаху (сбор фотографий природы нашей местности)

Конкурс рисунков «Мои любимые цветы»

Изготовление кормушек из пластика в районе источника.

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Игра «Лесная фантазия или я хочу быть берендеем»

    Игра «Экологический серпантин»

    Фотоконкурс «Зелёная планета»

Отчет о работе лагеря (создание презентации)

Закрытие площадки

Ожидаемые результаты

    Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.

    Пропаганда эколого – туристической культуры;

    Пропаганда здорового образа жизни.

    Формирование умений правильного поведения в природе;

    Распознавание объектов природы;

    Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.

Использованная литература:

«Экогруппа. Руководство по домашней экологии»

Библиотека НЭО «Лес - наш зеленый друг», выпуск 7 (17),2009

Библиотека НЭО «Экологические игры», выпуск 5 (15), 2009

Библиотека НЭО «Экологический эрудицион», выпуск 8, 2008