Кем является люцифер. Библейские легенды: кто такой Люцифер по Библии. Денница и Люцифер - один и тот же ангел

Творец создал Люцифера прекрасным и могущественным, но горделивый серафим пожелал занять место Создателя во Вселенной, за что и был наказан. Согласно мифологии, превратившись в покровителя преисподней, бывший ангел направил все свои силы на то, чтобы вводить людей в соблазн и превращать в своих союзников.

Происхождение ангела

«Несущий свет» или «сын утренней зари» - так переводится с латыни имя Люцифера. Жители Древнего Рима словом Lucifer называли планету Венера, которая видна лишь во время утренней зари. Римляне были уверены, что утреннее и вечернее светила - два разных небесных тела, поэтому «вечерняя» Венера носила название «Геспер».

Люцифер был одним из серафимов - могущественных шестикрылых существ. Упоминания о нем встречаются в Библии, в каббалистических текстах, теософских трудах, а также в древних гримуарах (книгах, в которых описываются магические ритуалы).

Светоносный бесплотный дух был создан Небесным Владыкой раньше, чем Всевышний создал материальный мир и людей. Будучи ангелом, Люцифер был необыкновенно красив: вечно молодое лицо излучало свет, высокий лоб свидетельствовал об остром уме, величавая осанка и совершенное телосложение привлекали взгляд.

Некоторые средневековые теологи утверждали, что ангелы были созданы из звездной энергии, которая называлась Люцида. Во многих религиозных текстах, отвергнутых церковью, Люцида фигурировала как мать небесного мятежника. Со временем образ неодушевленной «звездной матери» претерпел изменения. В эпоху Возрождения смелые умы пытались одушевить образ Дьявола.

Согласно трактовке философов, Люцида - небесная мать, воплощение Вселенной. Из нее Отец всего сущего создавал высшие материи. Люцида не может быть ни злой, ни доброй. Человеческие качества или амбиции ей непонятны. Космическая мать символизирует творческую энергию, прогресс, жизненную силу.

Согласно христианской версии, бунтовщик стал покровителем зла, поэтому все его положительные качества давно утрачены.

Отношение философов и колдунов к падшему ангелу неоднозначно. Есть мнение, что первый мятежник во Вселенной не является воплощением всех пороков. Наиболее смелые исследователи религии видят в гордом бунтовщике обратную сторону Божества. Философы нередко сравнивают его с Прометеем.

Причины восстания

Доброжелательность, мудрость и смирение, изобретательность и смелость были главными качествами серафима. Другие ангелы относились к нему с почтением и любовью. Сын Божий Иисус Христос в то время был еще един со своим Небесным Отцом и был наставником талантливого ангела.

Тот факт, что Иисус Христос значил для Отца больше, чем любой из ангелов, изначально не расстраивало Люцифера, но вскоре серафима начало возмущать, что Небесный Отец больше доверяет Иисусу Христу, чем ему. Факт, что все ангелы обязаны были поклоняться Сыну Божьему как самому Создателю, тоже не радовал «сына зари». Его недовольство нарастало.

Гордый серафим считал себя очень талантливым небезосновательно. Забывая о том, что все достоинства были дарованы ему Создателем, Денница начал помышлять о свержении Божьей власти.

Он действовал хитро и осторожно: скрывая свои честолюбивые планы, в разговорах с ангелами намекал, что будучи рабами Божьими, небесные существа не получают должного внимания от Отца. Затем он принялся убеждать ангелов, что Божье правление имеет много недостатков.

Люцифер говорил, что его беспокоит и расстраивает недостаточное уважение Отца к ангелам. Каждую свою речь он завершал приблизительно так: «Если бы Владыкой Неба стал я, нам не пришлось бы признавать верховенство Иисуса Христа. Наши знания и возможности не имели бы границ. Мы стали бы управлять Вселенной, не прося ни у кого разрешения».

Восстание и наказание

Не всем ангелам были по душе разговоры хитрого серафима. Его собратья, послушные Божьей воле, уговаривали мятежника одуматься и отказаться от идеи захватить власть на Небе, но у честолюбивого Люцифера нашлись и единомышленники.

Противники Божьего правления подняли мятеж. Некоторых бунтовщиков Создатель уничтожил. Остальные, в т ч. их предводитель Люцифер, были изгнаны в ад, который был создан специально для провинившихся ангелов. Позже туда стали попадать люди, которые при жизни сильно грешили.

В Библии нет объяснения причин, почему падший ангел Люцифер остался в живых. О них можно лишь догадываться, опираясь на тексты Священного Писания.

Главный противник Господнего порядка стремился к власти. Гордыня ослепляла его разум и отдалила его от законов Отца. В преисподней бывший серафим обрел безграничную власть. Ему поклонялись все демонические сущности. Когда Всевышний создал первых людей, Дьявол стал искушать их.

Существует несколько версий, объясняющих, почему Небесный Владыка не убил свое непокорное творение:

  • Творец рассчитывал, что виновный покается в грехах;
  • сила Люцифера была очень велика;
  • после того как Дьявол уговорил Еву вкусить запретный плод, Всевышний позволил ему вводить людей в соблазн. Истинная вера, подвергшаяся испытаниям, крепнет. Имея выбор, человек не сможет сказать, что его насильно заставили служить Добру.

В той или иной мере бесовским искушениям подвергались все пророки, многие монахи и отшельники. Исходя из образа жизни святого, владыка ада подбирал для него искушение: человеку, живущему в нищете, предлагались несметные богатства; отшельника, принявшего обет безбрачия, соблазняли обворожительные женщины. Как видно из Нового Завета, даже Иисус Христос подвергался искушениям нечестивого.

Мысль о том, что падение ангела было спланировано Создателем, прослеживается в трудах многих теософов. В трактовке Елены Блаватской образ изгнанного в преисподнюю «сына зари» выглядит позитивным. По мнению философа, целью падшего ангела было не приумножение зла, а распространение знаний среди людей.

Адские метаморфозы

В преисподней жизнь Люцифера кардинально изменилась. Бесовские качества - гнев, тщеславие, зависть - пригодились Дьяволу. Его сторонники, превратившиеся из ангелов в бесов, безоговорочно признавали авторитет владыки.

Ангельская внешность осталась лишь воспоминанием: бунтовщик потерял свои белые крылья. В некоторых описаниях Дьявол изображен с темными крыльями летучей мыши.

Варианты внешности владыки преисподней:

  • человек. Иногда искуситель выглядит как обычный юноша с темными волосами и пронзительными черные глаза. Некоторые писатели изображали лукавого высоким угрюмым мужчиной с глазами разного цвета;
  • чудовище из морских глубин;
  • красный черт с вилами, имеющий заостренные уши, рога, острые когти на пальцах и длинный хвост;
  • дракон;
  • змей;
  • козел.

В Новом Завете сказано, что владыка ада может принять любой облик.

Семья Дьявола

В Библии нет упоминаний о супруге властителя преисподней. Зато в ветхозаветных иудейских преданиях много сказано о женщине Лилит, которая превратилась в демона и стала женой падшего серафима.

Апокрифические источники, появившиеся задолго до возникновения христианства, повествуют: Лилит, а не Ева, была первой женщиной в райском саду. Небесный Владыка создал Лилит и ее супруга Адама из глины, но свободолюбивый нрав не позволил первой даме наслаждаться семейным счастьем. Лилит жаждала быть равной мужу во всем, в т. ч. в постели.

Согласно легендам, Лилит отважилась спорить с Отцом. Главной причиной ссор становилось то, что Адам не соглашался занять нижнюю позицию во время супружеских ласк. Создатель был огорчен поведением строптивицы, и Лилит ушла из Рая. Она стала демоническим существом.

Лилит изображается как воплощение похоти и хаоса. Неудивительно, что бывший ангел сделал эту женщину своей женой. От Люцифера и Лилит родились демоны и бесы - существа, которые не имели ангельского прошлого и были рождены в преисподней.

Согласно легендам, у Сатаны было три сына.

  1. Демон Молох. В некоторых семитских племенах этому грозному существу приносились людские жертвы.
  2. Демон Асмодей. Он может подтолкнуть человека на супружескую измену и на участие в сексуальных оргиях.
  3. Бельфегор. Демоническое существо, которое вводит людей в искушение богатством.

По мнению многих богословов, у Дьявола есть и земные дети. Ребенком Искусителя является каждый закоренелый грешник, не желающий бороться со своими пороками.

Сыновьями Сатаны в народе называют кровавых тиранов и клятвопреступников. Выражение «чертов сын» употребляется по отношению к алчному человеку, способному погубить кого угодно ради наживы.

Заключение

Светлое значение имени Lucifer - «несущий свет» - связано с изначальной величественной миссией. Когда-то Люцифер был одним из могущественных Господних ангелов, но восстал против Небесного Отца. В наказание Господь лишил своего бывшего любимца ангельской сути и сбросил его в преисподнюю.

Доброго времени суток, дорогие читатели! Мы продолжаем наш цикл статей посвященный прообразам и первоисточникам. И сегодня мы поговорим про самого главного падшего ангела. Итак, без лишних слов, начнем.

Люцифе́р (лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу»; в том же значении — др.-греч. Эосфор или Фосфор, др.-рус. Денница) — образ «утренней звезды» в римской мифологии; в христианстве с XVII века — синоним падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом.

Первое упоминание утренней звезды с негативным оттенком встречается в Книге пророка Исаии, написанной на древнееврейском. Здесь династия вавилонских царей сравнивается с падшим ангелом, благодаря чему читатель узнаёт историю о том, как один из херувимов возжелал стать равным Богу и был за это низвергнут с небес. В оригинале еврейское слово «хейлель» (утренняя звезда) переведено как «Люцифер» (в русском переводе «Денница»):

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: "Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?»

Иудеи и ранние христиане не использовали «хейлель» как имя Сатаны, для них это слово не имело негативного оттенка. Для сравнения, в Новом Завете с утренней или предрассветной звездой сравнивали Иисуса Христа.

На рубеже IV-V веков Иероним Стридонский при переводе указанного места из Книги Исайи применил в Вульгате латинское слово lucifer («светоносный», «свет несущий»), использовавшееся для обозначения «утренней звезды». А представление о том, что, подобно царю Вавилона, низвергнутому с высот земной славы, и Сатана некогда был низвергнут с высот славы небесной, привело к тому, что имя Люцифер было перенесено на Сатану. Это отождествление подкреплялось также замечанием апостола Павла о Сатане, который «принимает вид Ангела света».

Однако у самого Иеронима слово «светоносный» не использовалось как имя собственное, а лишь как метафора. Создатель Вульгаты использовал это слово и в других фрагментах Писания, даже и во множественном числе. Однако именно перевод Иеронима, который пользовался огромным авторитетом в христианском мире, в конечном итоге послужил основой для придания латинскому эквиваленту еврейского «хейлель» значения личного имени Сатаны. ВБиблиикороляЯкова (1611 год) фразаобрелаинойсмысл: «How art thou fallen from heaven, O Lucifer, son of the morning!». Написанное с большой буквы, обращение больше не воспринималось, как метафора. Слова эти уже нельзя было воспринять, как песнь о победе над царем Вавилона, это было прямое обращение к Сатане.

Люцифер в сатанизме и других религиозных учениях.

Образ Люцифера сохраняется более или менее неизменным в источниках, авторы которых принадлежат к различным традициям.

Характеристики этого образа:

Свобода или восстание.

Познание (безнравственное познание, вульгарное).

Принадлежность к ограниченному списку высших демонов, архидемон (The Complete Book of Demonolatry, Liber Azerate).

Он — Дьявол Водолея, стихии Воздуха, Сатурна и Урана

Inferion — система знаков демонов и кратких описаний, издаваемая Vox Inferni Press, описывает Люцифера как духа Восстания и отца Гордыни. В Liber Azerate Люцифер описывается, как «доброжелательный аспект Сатаны, который своим светом освещает надёжный путь и указывает дорогу к свободе и божественной власти по ту сторону границ творения». В Luciferian Witchcraft

Люцифер описан как «Чёрное пламя разума и воли». Список демонов Антона Шандора ЛаВея приводит следующее описание Люцифера: «Люцифер — (лат.) носитель света, просвещения, утренняя звезда, Властелин воздуха и Востока».

Люцифер в мифологии Розы мира — великий демон, богорождённая монада, поднявшая бунт против замысла Бога, ставший причиной отпадения множества меньших монад — демонов.

Люцифер в Книге Урантии — падший и низложенный Сын в иерархии вселенской власти. Он пал в объятия греха, поддавшись эгоистическим побуждениям и софистике ложной личной свободы, — отрицанию вселенской преданности, неуважению к братским обязанностям, забвению космических взаимоотношений.

Что ж, на сегодня это все. Мы продолжим цикл статей о прообразах и первоисточника. Благо материала много, за что спасибо автору. До новых встреч, дорогие читатели!

Вульга́та (лат. Biblia Vulgata — «Общепринятая Библия») — почётный титул, прилагаемый к латинскому переводу Священного Писания, восходящего к трудам блаженного Иеронима. Предыдущим (до Вульгаты) латинским переводам Библии присвоено название Vetus Latina (старолатинские, также именуются лат. Itala). C XVI века Вульгата является официальной латинской Библией католической церкви.

«Ро́за Ми́ра» — наиболее известный труд русского мистика и поэта Д. Л. Андреева. В книге систематически изложено его оригинальное религиозно-философское учение.

Кни́га Ура́нтии (англ. The Urantia Book) — эзотерическая книга, где в виде религиозного откровения повествуется о природе Бога, космологии, происхождении и предназначении человечества, преподносится подробная биография Иисуса Христа и его учения. Впервые была опубликована в Чикаго (США) в октябре 1955 года на английском языке.

Люцифер является главным противником бога, падшим ангелом света. Однако современные люди недооценивают опасность обольщения сатаной и не понимают, кто такой Люцифер на самом деле. Дочка моей подруги рассказала ей, что стала членом сатанинского общества. Женщина от горя получила инсульт, но на жестокосердную дочь это мало повлияло. В наши дни молодежь привлекают экзотические учения, которые приводят к гибели душевной и телесной. Как предотвратить растление нравов? Родители должны рассказывать детям о библейских принципах устройства мира, водить их в церковь и самим вести богобоязненную жизнь.

Согласно библии бог сотворил сонмы ангелов и разделил их на иерархии. Серафимы (огненные) наиболее приближены к престолу, в их функции входит прославление бога. К чину серафимов принадлежал и Люцифер — ангел света. Это был носитель света истины, божий слуга. Но однажды Люцифер возмутился в сердце своем и решил стать равным богу. Прекраснейший из божьих ангелов превратился в дьявола, отца лжи и соблазнов. Падший ангел, денница Люцифер, собрал армию из последователей и решил биться за престол божий.

Что же послужило причиной сопротивления воле божьей? Отцы церкви рассказывают, что причиной сопротивления воле божьей стал указ бога поклониться человеку. Когда всевышний создал Адама, Люцифер проникся завистью к нему. Он не собирался служить Адаму, тем более, преклоняться перед ним. По мнению Люцифера был похож на животное и был недостоин преклонения. Сердце ангела наполнилось ненавистью и злобой, и он превратился в злобное существо.

После история Люцифера заканчивается низвержением с небес и вечным проклятием. С тех пор он находится в поднебесье и стал правителем преисподней. Вместе с некогда лучезарным архангелом были низвергнуты с небес и его сообщники-ангелы. Все они превратились в бесов и чертей, в соответствии с небесной иерархией и принадлежностью к определенному чину.

Библейская история

В книге пророка Захарии сатана упоминается как обвинитель человека на суде. Однако еще в книге Бытия мы можем узнать врага человека в образе змия, соблазняющего Еву яблоком. Любопытство Адама и Евы к запретному плоду привело их к грехопадению и изгнанию из . Сатана ликовал, ведь ему удалось опорочить человека в глазах бога.

Со времени изгнания из Эдема человек ведет сложную и полную опасности жизнь на земле. Это явилось следствием проклятия божия за непослушание. К тому же, человек стал смертным существом, полностью зависимым от болезней и невзгод. Змей тоже был наказан за свою негативную роль в Эдемской истории, и с тех пор стал пресмыкающимся — ползает по камням на животе.

В книге Иова вы можем видеть сатану, пришедшего к трону божию вместе с ангелами (сынами божьими). Там ему отведена роль обвинителя праведника Иова, сатана предлагает богу испытать верность Иова. Бог соглашается и разрешает сатане причинить Иову вред.

В книге пророка Исайи дьявол упоминается как падший ангел, который превратился в князя тьмы. Пророк рассказывает, что причиной падения денницы Люцифера стала непомерная гордыня и бунт против бога. Именно в этой книге впервые упомянуто имя Люцифер.

В книге пророка Иезекииля сатана назван любимцем божьим, преступившим его закон.

Евангельская история

В Новом Завете сатана предстает как носитель мирового зла. Именно он искушал Христа в пустыне, когда тот постился 40 дней без еды и воды. Сам называл гордых людей детьми дьявола, отца лжи. Спаситель человечества видел падение денницы Люцифера с небес и описал это явление похожим на молнию. Именно сатану победил Иисус на кресте, когда полностью исполнил волю божью и не воспротивился страшной и позорной смерти.

Евангелисты рассказывают нам, что после смерти тела Христос спустился в ад, попрал сатану и вывел из ада души праведников. Своим воскресением Спаситель доказал победу жизни над смертью и даровал всему человечеству шанс обрести жизнь вечную с чертогах божьих, откуда были изгнаны и .

Итог

Православный верующий должен знать, что Люцифером именовался ангел света. После падения он был лишен своего ангельского чина и стал именоваться дьяволом и сатаной. Сатана — это тот, кто мешает людям нормально жить. Его называют разными именами:

  • искуситель;
  • лукавый;
  • вельзевул;
  • отец лжи;
  • князь бесовский;
  • лживый дух.

Для православного христианина нужно извлечь урок из истории падшего ангела, чтобы не повторить его ошибку. Гордыня и превозношение — самые опасные грехи, ведущие к падению и вечной гибели. Люцифер уже никогда не сможет раскаяться и вернуть свой прежний статус любимца бога, потому что на небесах невозможно поменять мысли и намерения на обратные. Так и человек имеет только один шанс попасть на небеса — при жизни на земле. После смерти этого шанса не будет.

Рассуждениям о том, кто такой Люцифер, нет конца, ведь его образ очень неоднозначен. Он во все времена привлекал не только богословов, но и представителей искусства, пытавшихся осмыслить - так кто же этот падший ангел? И вправду Божье творение или самостоятельно существующее бесконечное Зло? Давайте попробуем понять это.

Кто такой Люцифер

В христианстве о Сатане, Люцифере существует легенда как об ангеле, созданном Господом в чине херувима. Он, по преданию, был совершенен в своей красоте и мудрости, но, проживая в Эдеме, возгордился и решил стать равным Богу (Иез.28:17; Ис.14:13-14). За это был низвержен с небес и стал князем тьмы, а также человекоубийцей и отцом лжи.

Ангельское имя Сатаны взято из пророчества Исаии (см. Ис. 14:12), а переводится оно как «светоносный», что на латыни звучит как Люцифер.

Интересна двойственность его сущности: он, с одной стороны, на Земле упорный и изобретательный искуситель, который ввергает людей в грех, а с другой - владыка ада, наказывающий тех, кто все-таки поддался его искушению. Что же это? Для чего подобное происходит в мире?

Для чего Сатана действует на Земле

Сатана Люцифер по многим верованиям - основной антагонист Бога, являющийся олицетворением всего зла. Кстати, существует мнение, что имя Сатана берет начало от еврейского слова «сатан» (satan), которое означает противоречие, препятствование и подстрекательство.

И по многим философским воззрениям господь позволяет Люциферу действовать на Земле для того, чтобы у каждого человека был выбор между добром и злом, ведь именно это даст возможность тем, кто выстоял, укрепиться в вере и получить бессмертие души. Если рассуждать так, то появление Люцифера было неизбежным и даже целенаправленным.

Как имя Люцифер стало наименованием Сатаны

Впервые упоминание Люцифера появляется в Книге Исаии (Ис.14: 12-17), которая была написана на древнеарамейском языке. В ней Вавилонское царство сравнено с падшим ангелом, чья история приводится там же. В оригинале при этом было употреблено слово «хейлель» («денница», или «утренняя звезда»). Но обратите внимание, что здесь утренняя звезда - это символ яркости и блеска, который не имеет негативного смысла.

Иудеи и христиане не пользовались словом «хейлель» как именем Сатаны. В Новом Завете «утренней звездой» был назван и сам Иисус.

А Иероним, при переводе указанного места из книги Исайи, применил слово Lucifer, обозначающее «несущий свет» и использующееся для обозначения утренней звезды. К этому добавилось и общее представление о том, что Сатана, подобно царю Вавилона, низвергнут с высот славы, и со временем падшего ангела стали назвали Люцифером. К тому же данное представление подкреплялось и высказыванием апостола Павла о дьяволе, временами приходящем к нам как «луч света» (2 Кор.11:4).

Так что кажущаяся для верующих немыслимой «светоносность» Люцифера имеет под собой обоснования - он может искусить нас, приходя с надеждой и радостью, но они будут лживыми, как и все, что он предлагает нам.

Кто такой Люцифер по Библии

Кстати, поначалу образ Сатаны не имел конкретных черт и являлся скорее абстрактным воплощением зла. В Священном Писании это был противник Бога, который мог обладать как человеческими, так и ангельскими чертами. Он испытывал честность людей, и только во власти Всевышнего было не позволить ему творить зло.

А в Новом Завете он обрел свой облик. Его стали изображать в виде дракона или змея. Кстати, окончательно понять его образ можно по одному нюансу - во всех Писаниях он признан как часть целого. То есть дьявол, являясь частью общего замысла, не имеет возможности сокрушить Бога и вынужден подчиняться ему.

Так, например, в книге Иова Сатана не верит в праведность этого человека и предлагает Богу проверить его. Здесь очень заметно, кто такой Люцифер по Библии - он подчинен Богу и входит в число его слуг, что не дает ему возможности действовать самостоятельно. Да, пусть он может насылать беды на Землю, руководить народами, но тем не менее никогда ему не выступить равносильным соперником Богу!

Ни иудаизм, ни христианство не приемлет равного противопоставления добра и зла, так как это нарушило бы их основной принцип единобожья. Дуализм, кстати, прослеживается лишь в некоторых религиозных учениях - в персидском зороастризме, в гностицизме и манихействе.

Образ сатаны в разных религиях

В древних религиях не существовало единого образа дьявола. У этрусков, например - это демон потустороннего мира Тухулк, который по своей сути был лишь духом мести, наказывающим за грехи.

В христианстве сатана Люцифер - это искуситель, властвующий над падшими ангелами и исполнитель наказания над заблудшими душами, но он будет обязательно повержен, как только придет царствие Божие.

В исламе также есть схожие с христианством концепции в отношении Сатаны. Его можно обнаружить в Коране в виде аль-Шайтана или Иблиса (демона-искусителя). В данной религии, как и в христианстве, он связан со всем низменным, что может быть в человеке, и обладает даром уводить людей с истинного пути, искусно маскируясь и толкая их к злу. Он пытается развращать человека, делая ему лживые предложения или искушая его.

Но и в исламе Сатана не изображен как равный противник Бога, так как Господь является создателем всего на Земле, а Иблис - это лишь одно из божьих созданий.

Вера в ограниченность пребывания Сатаны на Земле

Наряду с рассуждениями о том, что пребывание дьявола - это тоже своего рода промысел Божий, так как оно позволяет человеку учиться, расти духовно и совершенствоваться. Постоянно стоя перед выбором между добром и злом, люди все же не оставляют надежд на ограниченность пребывания Сатаны в этом мире.

И это объяснимо - понимая, кто такой Люцифер, простые смертные хотят быть уверенными, что их решения продиктованы лишь Богом. А подобное возможно только в мире, лишенном Искусителя. Так случится ли такое когда-нибудь?

Люцифер и Михаил

В христианстве говорится о последней битве дьявола с архангелом Михаилом (в Апокалипсисе, Откр. 12:7- 9; 20:2,3, 7- 9). Его имя, кстати, с иврита дословно переводится «кто как Бог», а это значит, что Михаил - высший ангел, возвещающий неискаженную волю Господа.

Апостол Иоанн говорит о падении Сатаны, побежденного архангелом Михаилом в тот момент, когда нечистый попытается поглотить посланного на Землю младенца, который должен стать пастырем всех народов (Откр. 12:4-9). За ним падут и темные ангелы, называемые в Библии «нечистыми духами». После второй битвы Люцифер будет навеки ввергнут в «огненное озеро».

Но кроме самого Люцифера на наш мир будет зариться и его последователь - Антихрист.

Кто такой Антихрист

Антихрист в религиозных учениях является главным противником Христа и искусителем рода человеческого. Он входит в так называемую «дьявольскую троицу» (Сатана, Антихрист, Лжепророк).

Антихрист - это не дьявол, а человек, получивший его силу. И, по некоторым версиям, - сын Люцифера. Легенда гласит, что он будет иудеем, родившимся от кровосмесительной связи в колене Дановом, или же от совокупления блудницы с дьяволом. Он поначалу завоюет мир мнимыми чудесами и кажущимися добродетелями, а затем, захватив мировое господство, превратит себя в объект поклонения.

Продлится его власть 3,5 года, после чего он будет убит, как предрекается, «духом уст Христовых», так что никакое покровительство Сатаны ему не поможет.

Образ Люцифера в литературных произведениях

Образы Сатаны в средние века в произведениях художников и писателей принимал всегда одну форму - получеловек-полузверь, безжалостный и творящий зло. Но уже к 18 в., а особенно 19-20 вв., он становится сложным и неоднозначным. Впрочем, и в религиозной культуре, несмотря на всю кажущуюся простоту восприятия Сатаны как носителя зла, за ним все время стоит образ Бога, зачем-то допустившего его на Землю. Так кто такой Люцифер?

В искусстве дьявол чаще всего воплощает бунтарский дух, который основан на неприятии существующей жизни, на отрицании всего хорошего и доброго в ней. Он желает зла, но при этом, обратите внимание, способствует сотворению добра. Особенно ярко представлен этот дух противоборства с существующим порядком в образе падшего ангела из поэм Дж. Милтона «Потерянный рай» и М. Лермонтова «Демон».

Дьявол Люцифер - это и Мефистофель у Гете, и Воланд у Булгакова, которые, по мнению своих создателей, пребывают в нашем мире с одной миссией - уравновесить противостояние между добром и злом и в итоге воздать каждому «по вере его». Так они делают все тайное и постыдное в человеческой душе явным. Ведь, не видя тени, трудно понять, что свет - это свет!

Составляющая человеческой культуры

Демон, Люцифер, Вельзевул, Мефистофель - человек может привести множество имен, обозначающих сущность, которая с древнейших времен являет собою персонифицированное зло. Этот образ стал не только религиозным, но и мирским. Причем он настолько вошел в массовую культуру, что познать человеческую природу, не поняв представлений о воплощении зла, вряд ли возможно.

Ведь изображение Сатаны как зверя с течением веков претерпело такие сильные изменения, что ныне Дьявол - это состоятельный буржуа, которому совсем нетрудно затеряться среди людей.

Такое отождествление сатаны и человека говорит, что, к сожалению, зло в наше время приобрело черты повседневности, и ничто не мешает любому из нас подталкивать человечество к гибели.

Как христиане должны относиться к сатанинским учениям

Чрезмерное увлечение образом привело к возникновению сатанинских организаций, которые пытаются следовать учению Антона Ла Вея, пытавшегося в свое время трактовать образ Сатаны как двигателя прогресса и вдохновителя всех достижений человека.

Для укрепления своей церкви Ла Вей создал красочные обряды и умело играл на тяге людей к таинственности и величественности. Но, тем не менее, данный культ чрезвычайно беден и держится не на четкой концепции и цельности своего учения, а лишь на яркости ритуалов, подражающих «черным» обрядам из прошлого.

Следует помнить, что сатанисты не опираются на реальный образ Люцифера, а лишь рассчитывают на шок со стороны христиан, поэтому доброжелательное отношение последних обязательно собьет с толку приверженцев «темных сил». Кроме того, сатанистами чаще всего становятся люди, имеющие и психологические, и психические проблемы, и помощь в решении их, конечно же, поможет заблудшим душами изменить свой взгляд на мир.

Надеемся, читатели смогут сделать для себя более четкий вывод относительно того, кто такой Люцифер. Фото этого образа помещены в статье. В них тоже в немалой степени видны меняющиеся преставления о дьявольской сущности и бесконечный интерес, который он вызывает как у верующих, так и у провозгласивших себя атеистами.


Навеяно прочитанным мною постом у ГЛАГОЛЪ. Причем с постом я был не согласен. Пытался потом его найти - не получилось. Где-то в цитатникебыло как сейчас помню.

«Сатана», «Люцифер», «Дьявол», «Демон», «Чёрт» -важные понятия, которые широко используются в религии, теологии и философии. К сожалению, в научном мире, а не только на уровне бытового сознания, допускаются неверные отождествления. В быту очень часто эти слова воспринимают как синонимы, и нередко случается, что их даже рассматривают как особи, дифференцированные по полу.

Итак, читаем, запоминаем и не путаем.

«Сатана» - древнееврейское слово,часто встречается в Библии. Соответственно контексту, во всех местах Святого Писания оно означает «противник». Кстати, основной смысл слова не зависит от качественной оценки «хорошо» или «плохо». «Противник» просто есть. Как есть тепло, холодно или горячо.

Семантический анализ термина «сатана» позволяет заключить, что это не простое, а сложносоставное слово. Два важных корня заключено в нем: сат (sat) + «ан» с окончанием «а».

Первый - «сат» - имеет два основных значения: 1) мощный, жесткий; 2) истина, правда. Второй - ан - большой, великий. Отсюда и «великан» - «большой среди великих«. Принимая во внимание второе смысловое значение корня сат, нетрудно определить, что «сатана» обозначает «великая истина» или «великая правда». Она может быть и мощной, жесткой.

Не случайно в книге Иова сам Бог выступил в облике сатаны, и эта идея передается своеобразным языком отображения. Он вносит в нашу жизнь испытания, если мы вступили на путь ложного направления действий. Представление о некой единой реальности, истине - sat, где растворены и объект и субъект, можно найти и в дзен-буддизме.

Корень сат - древний, и вышеприведенная трактовка соответствует санскритской или праславянской лингвистической структуре. Вполне возможно, что и в древнееврейском языке было нечто подобное. Неслучайно Иов сказал о Боге: «Ты сделался жестким ко мне; крепкою рукою враждуешь против меня» (Иов 30:21). В этом стихе прослеживается идея великой мощности, жесткости. Она выступает, кроме того, еще истиной и правдой, которую не может постигнуть человек.

Слово «Дьявол» в Святом Писании имеет отношение не к какому-то сверхсуществу, противостоящему Богу, а к обычному человеку. Греческое слово «diabolis», которое воспроизводится как «діаволъ», означает «лжеобвинитель, лжец» с оттенком «враг». Дьявол выступает как символ олицетворения клеветника, в виде человека, искажающего правду. Наша вторая ипостась дьявольская. Любые грешные деяния человека - дьявольские, но не в том смысле, что они навязаны ему какой-то могущественной сущностью, противостоящей Богу, а в том, что человек поступает по своему своеволию.

В этом смысле можно трактовать сложные стихи: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8) или «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола» (Евр. 2:14). Прекрасное сравнение грешного человека с дьяволом дано в шестом стихе 108 псалма: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его». Основная идея, что «грехи наши» и «дело дьявола» - это по сути одно и то же. В Деяниях (5:3) апостол Петр говорит Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому». Закладывая в наши мысли греховный план, мы запускаем программу его осуществления.



Люцифер - «утренняя звезда» или «несущий свет», «сын зари», как его еще называет Библия, самый прекрасный из ангелов. Люцифер был первым среди осеняющих херувимов и постоянно созерцал непреходящие лучи славы Божьей. Как же он превратился в дьявола?

Здесь существует несколько версий:

1. Самая известная - Люцифер , считавший себя самым совершенным творением, пошел против Бога из ревности, т. к. тот любил Адама и Еву больше, чем более совершенных ангелов. Люцифер объявил себя равным Богу и восстал. В результате он и ангелы, последовавшие за ним (около трети) были свергнуты в ад.

2. Вторая версия изложена в "Книге Еноха". Она гласит, что ангелы сошли с небес сами, возжелав смертных женщин. Их потомками были великаны - нефелимы. Считается, что знаменитый Голиаф - нефелим. Современные теологи полагают, что имели место оба описанных события, но в разное время.

3. В третьей версии, чрезмерно гордившийся собой, наслаждающийся приближенностью к Богу, Люцифер не захотел иметь над собой никаких хозяев даже Бога. Этот прекрасный и мудрый ангел возжелал славы и почтения, принадлежащих лишь Богу. Он жаждал власти и хотел сам управлять Вселенной вместо Творца. "Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13,14). Желая занять не принадлежащее ему место, Люцифер сеял смуту среди прочих небожителей. Люцифер набрал армию таких же недовольных ангелов и повел их на войну против Господа. А когда треть ангелов восстала против Бога, Господь посчитал необходимым лишить их права на присутствие в совершенном мире. Войсками Бога командовал Архангел Михаил. «И произошла на небе война и низвержен был великий дракон» (Апокалипсис).

В общем, так или иначе, Люцифер был изгнан с неба. С тех пор, имя ему стало Сатана - противник. Но даже в этом образе он, скорее, руководитель земными делами, причём, руководитель, назначенный Богом. Его главная работа: проверять человеческие существа и обвинять их в их злодеяниях. Правда, он циничен и чересчур старателен в исполнении своих обязанностей.

«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Человек считался удачливым, если имел рядом демона, помогающего ему.

С развитием христианской демонологии демоны стали ассоциироваться исключительно со злом, уже по своему происхождению являясь доверенными лицами дьявола. Согласно Библии, демоны - падшие ангелы, последовавшие за Люцифером, когда он был низвержен Богом с небес. К концу раннехристианского периода все демоны стали отождествляться с падшими ангелами. Их верховным правителем был Сатана. Единственным предназначение демонов стало подбивать людей на безнравственные поступки и становиться между людьми и Богом.

В средние века и в период Ренессанса демоны, как посредники дьявола, стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.

«Чёрт» согласно общепринятому определению - бес, в религиозных и суеверных представлениях - злой дух, "нечистая сила", сверхъестественное существо. Тем не менее, не следует путать демона и чёрта. По своему рангу, черт стоит намного ниже демона. И если демон - это «исполненный мудрости» падший ангел, то чёрт - это всего лишь мелкий бес, не обладающий даже должной сообразительностью и способный только на мелкие пакости.Со временем, если ему очень повезет, черт может вырасти и стать настоящим дьяволом. Но до этого доходит редко, так как за время вырастания черта, как правило, появляется какой-нибудь добрый молодец и уничтожает его.

«Шесть качеств имеют черти: тремя они подобны людям, а тремя - ангелам: как люди, они едят и пьют; как люди, они размножаются, и, как люди, они умирают; как у ангелов, у них есть крылья; как ангелы, они знают будущее, как ангелы, они ходят от одного конца мира до другого. Некоторые говорят: они принимают любой вид и могут стать видящими, но невидимыми. (Авот де раби Натан 37)»

Вот так-то... Продолжение ещё будет и оно тоже очень интересное