Как делать намаз в месяц рамадан. Как женщине совершать молитву тарауих в своем доме

Намаз-таравих- это желательныйнамаз (намаз-сунна), совершаемый в течение месяца Рамазан после обязательного ночного намаза. Его начинают совершать с 1-й ночи и завершают в последнюю ночь поста. Намаз-таравих предпочтительно совершать коллективно в мечети, если же нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, его можно совершить и в одиночку.

Обычно совершают восемь ракаатов: четыре намаза по два ракаата, но лучшевыполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов.Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал как двадцать ракаатов, так и восемь. По окончании намаза-таравих, совершают три ракаата намаза-витру (вначале двухракаатный намаз, затемодноракаатный).

Порядок совершения намаза-таравих

Таравих состоит из четырех или десятидвухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

1.После совершения обязательного ночного намаза и намаза-сунны ратиба, читается дуа (мольба) №1.

2. Совершается первый намаз-таравих.

3. Читается дуа №1.

4. Соввершается второй намаз-таравих.

5. Читается дуа №2 и дуа №1.

6. Совершается третий намаз-таравих.

7. Читается дуа №1.

8. Совершается четвертый намаз-таравих.

9. Читается дуа №2 и дуа №1.

10. Совершается двухракаатный намаз-витру.

11. Читается дуа №1.

12. Совершается одноракаатный намаз-витру.

13. Читается дуа №3.

Молитвы, читаемые между намазами-таравих

Дуа №1: “Ла хьавла ва ла къуввата илла биллах1. Аллах1умма салли Iала Мухьаммадин ва Iала али Мухьаммадин ва саллим. Аллах1умма инна насъалукаль джанната фанаIудзубика минаннар”.

Дуа №2: “Субхьаналлах1и вальхьамду лиллах1и ва ла илах1а илла ллах1у валлах1у акбар. СубхIаналлах1и Iадада халкъих1и ва ридаа нафсих1и ва зината Iарших1и ва мидада калиматих1” (3 раза).

Дуа №3: “Субхьаналь маликиль къуддус (2 раза). Субхьаналлах1иль маликиль къуддус, суббухьун къуддусун раббуль малаикати ваppyxь. Субхьана ман таIаззаза биль къудрати валь бакъа-и ва къах1х1араль Iибада биль мавти валь фанаъ. Субхьана раббика раббиль Iиззати Iамма ясыфун ва саламун Iалаль мурсалина вальхьамду лиллах1и раббиль Iаламийн”.

Все эти мольбы читаются всеми молящимися вслух.

В завершении читается следующее дуа:

“Аллах1умма инни аIудзу биридака мин сахатIика ва бимуIафатика мин Iукъубатика ва бика минка ля ухьси санаъ-ан Iаляйка анта кама аснайта Iаля нафсика”.

(Хадис, переданный от Али бин абу Талиба)

Али бин Абу Талибрассказал: “Однажды спросили у Посланника Аллахао достоинстве намаза-таравих, на что Пророк (мир ему и благословение) ответил:

"Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному.

Если исполнит его и во 2-ю ночь - грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: "Ты возобновляй свои деяния, Аллахпростил все твои ранее совершенные грехи!".

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.

Если и в 5-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду, равную совершению т1авафа (ритуальный, приветственный обход) в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают т1аваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллахао прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он подобен человеку,который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тотвыступил против Фиравна и Хамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).

Если и в 9-ю ночь - ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.

Если и в 10-ю ночь - Аллахдаст ему все благое этого и того мира.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, подобно ребенку, покидающему утробу матери (безгрешным).

Если и в 12-ю ночь - он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.

Если и в 13-ю ночь - он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будутсвидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахомот допроса.

Если и в 15-ю ночь - его будут благословлять ангелы, в том численосители Арша и Курса.

Если и в 16-ю ночь - Аллахубережет его от Ада и одарит его Раем.

Если и в 17-ю ночь - Аллахвоздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.

Если и в 18-ю ночь -Ангел воззовет: "О раб Аллаха! Поистине Аллахдоволен тобой и твоими родителями".

Если и в 19-ю ночь - Аллахподнимет его степень в Раю Фирдавс.

Если и в 20-ю ночь - Аллахвоздаст ему награду шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - Аллахвозведетдля него в Раю дом из нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.

Если и в 2З-ю ночь - Аллахпостроит ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллахизбавит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллахвозвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.

Если и в 27-ю ночь - он молниеносно пройдет через мост Сират.

Если и в 28-ю ночь - Аллахвозвысит его на 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллахвоздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллахскажет: "О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб”.

(Хадис приводится в книге «Нузхатуль Маджалис»)

....................................................................................................​...................................

Таравих-намаз

(صلاة التراويح )

Таравих-намаз является настоятельно требуемой сунной Пророка. Его совершают в месяц Рамадан.

Время совершения таравих-намазов начинается после ночного намаза и продолжается до рассвета. Лучшее время для таравиха наступает по прохождении четверти ночи. Особенно ценится таравих-намаз, совершенный после непродолжительного сна. Но везде традицией стало совершение таравиха после ночного намаза и ратибата (сунна-намаза), совершаемого после него.

Многие обычно совершают таравих в восемь ракаатов, но во всех книгах по Шариату указывается, что надо совершать двадцать ракаатов. В других мусульманских странах его совершают в двадцать ракаатов, и нам лучше было бы совершать таравихи в таком же количестве.Если в мечети совершен таравих только в восемь ракаатов, то оставшиеся двенадцать рака"атов можно совершить и дома. Лучше всего совершать таравих-намазы, проснувшись рано, до рассвета, и в конце совершить витру-намаз.

витру-намаз в месяц Рамазан хорошо совершать джамаатом, нолучше,совершать его в мечети.

Таравих-намазы совершают по два обычных ракаата, завершая каждые два ракаата произнесением ("سلام "). Тем, кто в состоянии, желательно во время совершения таравихов в течение месяца Рамазанчитать Коран.

Намерение перед таравих-намазом произносится так: «Я намерен совершить сунна-намаз — таравих Всевышнему Аллаху, Аллаку акбар», а если совершается за имамом то к намерению следуетдобавить «совершить намаз за имамом».

В коллективном намазе перед началом каждого из таравихов (т.е. перед началом каждого двухракаатного таравих-намаза) и перед началом каждого из витру-намазов имам произносит:[ الصلاة جامعة ], (Вставайте на джамаат-намаз). Остальные хором отвечают:[لاحول ولا قوّة الا بالله أللهم صلّ على محمد وعلى ال محمد وسلّم أللهم انا نسئلك الجنة فنعوذ بك من النار

(Нет силы и могущества для совершения "ибадата (поклонения Аллаху) и для отказа от послушания Аллаху, кроме как от [Самого] Аллаха.

О Аллах, благослови Мухаммада и одари его благополучием, защитой от бед и невзгод, а также и род его.

О Аллах, мы просим у Тебя Рая и прибегаем к Тебе для защиты от Огня).

После этого встают, приступают к намазу и совершают, как обычно, два ракаата.

Кроме того, после второго, четвертого, шестого, восьмого и десятого намазов (т. е. после совершения четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати и двадцати ракаатов), до приведенной выше молитвы, читают трижды и следующую молитву:سبحان الله والحمد لله ولا اله الاالله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته

(Я утверждаю, что Аллах чист от каких бы то ни было недостатков, кто бы ни совершил что бы то ни было, хвалы достоин лишь один Аллах, нет ничего и никого (бога, божества), кому следует поклоняться кроме Аллаха.

Я свидетельствую, что Аллах чист столько раз, сколько у Него творений, сколько у Него довольства, сколько весит Арш" и сколько у Него чернил, которыми Он пишет Свою Речь).

После таравихов также джамаатом совершают витру-намаз (обычно в три ракаата). После завершения витру-намаза также хором дважды читают следующую молитву: سبحان الملك القدّوس سبحان الله الملك القدّوس سبّوح قدّوس ربّ الملائكة والرّوح سبحان من تعزّز بالقدرة والبقاء وقهّر العباد بالموت والفناء سبحان ربّك ربّ العزّة عما يصفون وسلام على المرسلين والحمد لله ربّ العالمين

(Мы утверждаем: Пречист чистейший Царь).

(Мы утверждаем: Пречист Аллах, являющийся чистейшим Царем. Пречист Аллах - Господь ангелов и архангела Джибриля).

(Чист Аллах — возвышен Он Своим всемогуществом и вечностью. Он смертью и уничтожением покорил рабов Своих.

(О Мухаммад) чист Твой Господь от того, что говорят язычники, Он Господь величия. Салам Аллаха посланникам [Аллаха], всякая хвалаАллаху).

لا اله الا انت سبحانك انى كنت من الظالمين

(Нет бога (божества) достойного поклонения кроме Тебя, Ты чист от недостатков, я сам притеснитель для себя).

Затем читают дуа, читаемую после намаза-витру:

أللهم انى أعوذ برضاك من سخطك وبمعافاتك من عقوبتك وأعوذ بك منك لا أحصى ثناء عليك أنت كما أثنيت على نفسك

(О мой Аллах, довольством Твоим я добиваюсь (ищу) защиты от гнева Твоего, спасением Тобою ищу защиты от мучений Твоих, я не в силах воздать Тебе должную хвалу, Ты таков, как Сам восхваляешь Себя).

Многие совершают намазы-таравих второпях, что порицается в шариатских книгах. Таравихи нужно совершать спокойно, прочитав молитву "Ваджжах1ту..." (« دعاء الافتتاح ») и молитву― ("كما صلّيت "), и, совершая поклоны, не спеша и в соответствии с правилами.

В достоверном хадисе, который приводится у Бухари и Муслима, говорится: "Кто бы ни был, если он поднимется с постели с намерением помолиться в месяц Рамазан, уверовав в Аллаха и имея иман (истинную веру), будучи уверенным, что он за это получит вознаграждение, тому Аллах простит все совершенные ранее грехи".

Достоинства намаза таравих с точки зрения медицины

Мусульмане получают терапевтическую и духовную пользу начиная с омовения, заканчивая телодвижениями в молитве (намаз). Ислам предписывает совершение пяти обязательных ежедневных намазов (салят), добровольных намазов в течение года (сунна, нафль) и молитвы таравих. Таравих – это дополнительный намаз, который совершается после ночного намаза в течение всего месяца Рамадан. Таравих состоит из 8 - 20 рака’атов (цикл определенных действий в намазе, который принимается за единицу в молитве) с несколькими минутами перерыва после каждых 4 рака’атов для произнесения слов возвеличивания Аллаха. Таким образом, мусульмане регулярно совершают умеренные физические упражнения практически для всех мышц тела, что, как известно, способствует улучшению кровообращения и, следовательно, улучшает циркуляцию крови в сердечной мышце, укрепляя ее.

Пост в Исламе (Ураза) длится от рассвета до заката, после чего наступает время разговения (ифтар). Непосредственно перед ифтаром уровень глюкозы и инсулина в крови находится на самом низком уровне, начиная повышаться во время разговенияза счет попадания пищи в организм. Сахар в крови достигает наиболее высокого уровня через один – два часа после ифтара, когда наступает время намаза таравих. Именно в этот момент молящийся получает наибольшую пользу от совершения намаза. Циркулирующая в крови глюкоза метаболизируется в углекислый газ и воду во время намаза. Таким образом, это способствует расходу дополнительных калорий, кроме того, любой намаз улучшает гибкость тела, координацию, предотвращает появление стресса, беспокойства и депрессии.

Физическое и эмоциональное благополучие

Мягкие физические упражнения, выполняемые во время намаза, улучшают самочувствие, эмоциональное состояние и качество жизни молящегося. Когда человек регулярно прилагает небольшие физические усилия, как при выполнении молитвы таравих, повышается выносливость и сила духа. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва оказывает такие же физиологические воздействия (без какого-либо нежелательного побочного эффекта) как бег трусцой или быстрая ходьба.

Для сравнения приведем некоторые научные факты. Недавние научные исследования, проводимые с участием 17 тысяч выпускников Гарвардского колледжа, учившихся в период с 1916 по 1950 гг., дали убедительные доказательства, что только умеренные упражнения аэробики, которые приравниваются к ежедневному бегу трусцой на дистанцию 3 мили (что составляет около 5 км), способствует хорошему здоровью и могут продлить жизнь.Смертность мужчин, которые расходовали около 2000 ккал энергии еженедельно (равно ежедневной 30-минутной ходьбе, бегу трусцой, езде на велосипеде, плаванию и т.д.), была от одной четверти до одной трети ниже, чем смертность их однокурсников, которые вели малоактивный образ жизни или не занимались физическими упражнениями вообще. В дополнение к медицинским преимуществам намаза можно добавить, что мусульмане, регулярно совершающие его, в любое время готовы к неожиданным физическим нагрузкам, например, если пришлось резко поднять ребенка, стул, или «поймать» общественный транспорт и т.п. Пожилые люди, ежедневное совершающие намаз,справятся с незначительными физичесикими нагрузками без особых усилий и затруднений. Таким образом, люди любых возрастовнайдут много преимуществ в подобного рода физической активности.

Пожилые люди

Чем старше становятся люди, тем больше снижается их физиологическая активность, в результате чего кости становятся тонкими, и, если не предпринимать никаких мер, это перерастает в остеопороз. Эта болезнь приводит к переломам костей в связи с их хрупкостью и «рыхлостью» вследствие потери костной массы. У пожилых людей снижается физическая активность, уровень инсулиноподобного фактора роста. Резервные функции всех жизненно важных органов сокращаются, и они становятся более чувствительны к недомоганиям. Кожа становится менее эластичной и морщинистой. Восстановительные процессы в теле замедляются, и снижается иммунитет.

Первичный остеопороз распространен не только среди пожилых людей, но и среди женщин в постклимактерическом периоде вследствие эстрогенной недостаточности, а также среди женщин, перенесших двустороннее удалениеяичников. Женщины в шесть раз чаще, чем мужчины, страдают остеопорозом первого типа. Три основные стратегии для профилактики остеопороза – это диета с повышенным потреблением кальция и витамина D, регулярные упражнения и эстрогенозаменяющая терапия.

Благодаря регулярным, повторяющимся движением тела во время намаза улучшается работоспособность, повышается мышечная сила, выносливость сухожилий, тело становится гибким, улучшается сердечнососудистая деятельность организма. Таким образом, намаз позволяет пожилым людям обогатить качество жизни, с легкостью переносить непредвиденные ситуации, такие, как внезапное падение, которое может нанести вред органам. Таравих намаз повысит их выносливость, самоуважение и придаст уверенности в себе, позволит почувствовать себя самодостаточными. Далее мы подробно рассмотрим, какое воздействие оказывают намазы на тело человека.

Воздействие на скелетные мышцы

Во время совершения намаза активизируется работа всех мышц тела. Не смотря на относительную несложность упражнений и легкость выполнения, это повышает выносливость и снижает усталость. Намаз помогает недееспособным при их ограниченных возможностях максимально активизировать свои силы. Как известно, кровоток к пассивным мышцам находится на низком уровне. Во время намаза кровоток в мышцах значительно возрастает. Иногда поток крови усиливается еще до начала намаза,едва верующий вознамерился совершить молитву.

Однако, помимо регулярных упражнений немаловажным фактором для мышц тела является питание человека. В дополнение к необходимым для процессов жизнедеятельности жирам, белкам и углеводам, человеческий организм нуждается в полезных минералах, таких как калий для нервов и мышечной активности. Он находится в мясе, фруктах, морепродуктах, молоке. Дефицит калия приводит к неврологическим расстройствам, развивается мышечная слабость, появляется снижение рефлексов, гипотония, нарушения в проводящей системе сердца, непроходимость кишечника, полиурия.Калий также играет важную роль в передаче нервных импульсов и является одним из основных положительных ионов во внутриклеточной жидкости, участвует в создании и поддержании электрического мембранного потенциала клеток. Этот минерал регулирует внутриклеточное осмотическое давление, стимулирует активность ферментов гликолиза, участвует в метаболизме белков и гликогена, играет важную роль в формировании потенциала действия в нервных и мышечных клетках и проведении нервных импульсов, обладает иммуномодулирующей активностью.

Во время молитвы таравих систолическое давление крови (момент сокращения и выброса крови в артерии) может немного подняться, в то время как диастолическое артериальное давление (когда сердце на несколько секунд расслабляется и наполняется нужным объемом крови), может оставаться неизменным или даже снижаться. Однако после намаза кровяное давление может падать чуть ниже обычного уровня, что является положительным признаком. Намазыулучшают дыхательные функции, увеличивают циркуляцию крови в капиллярах, окружающих альвеолы,это способствует расширенному газообмену и глубокому дыханию. Увеличение потребления кислорода заставляет молящегося лучше себя чувствовать. Те, кто совершают таравих (помимо предписанных обязательных ежедневных пятикратных намазов) имеют лучшую физическую подготовку и более активны даже в преклонном возрасте, по сравнению с теми, кто не совершает его. Намаз таравих улучшает физическую силу, повышает выносливость суставов и уменьшает риск травм сухожилий и соединительных тканей. Намаз таравих способствует обогащению костной ткани минералами, что особенно важно для женщин в период менопаузы, а также пожилых людей для предотвращения остеопороза и поддержания в норме структуры костной ткани. Таким образом, риск остеопороза существенно сокращается за счет регулярных обязательных намазов и намаза таравих. Благодаря намазам улучшается смазка суставов, облегчаются движения, а также сохранятся их гибкость. Совершение обязательных намазов и намаза таравих является профилактикой тромбоза глубоких вен (наиболее распространенная причина гангрены в ногах у пожилых людей).

Процесс обмена веществ

Намаз способствует нормализации веса тела и расходу калорий, не увеличивая при этом аппетит молящегося. Умеренные ограничения в еде, как на «ифтар» (разговение) так и «сахур» (ранний утренний завтрак перед началом поста), в комбинации с намазами снижают вес за счет сжигания жира. Вес же тела без жира остается неизменным, иногда незначительно возрастает, т.е. не происходит истощения организма вопреки распространенному мнений людей, отказывающихся поститься по этой причине. Поэтому во время Рамазана следует не переедать на «ифтар» и «сахур», быть усердными в совершении намазов, в том числе и таравих намаза, это позволит потерять часть избыточного веса, что, несомненно, принесет пользу всему организму.

Психическое здоровье

Всем известен тот факт, что физические упражнения улучшают настроение, мысли и поведение. Регулярные намазы (которые, как мы уже говорили выше, приравниваются к физическим упражнениям) повышают качество жизни, способствуют ощущению чувства благополучия, приливу энергии, уменьшают беспокойство и депрессию, положительно влияют на настроение и появляется уверенность. Регулярное повторение аятов из Корана и слов возвеличивания Аллаха улучшает память, особенно у пожилых людей, позволяет отвлечься от ненужных посторонних мыслей. Профессор Гарвардского университета, д-р. Герберт Бенсон обнаружил, что повторение молитв, аятов из Корана или поминаниеАллаха (зикр), сопровождаемые размышлениями, мышечной активностью, приводит к так называемой "ответной релаксации", которая ведет к снижению артериального давления, снижению потребления кислорода, сокращению сердечной и дыхательной деятельности. Все эти действия объединены в намазе таравих, который является идеальным условием для релаксации. Т.е. происходит регулярная мышечная активность, благодаря регулярному совершению намаза, произнесению слов восхваления Аллаха и молитвы. В намазе разум находится в расслабленном состоянии. Это спокойное состояние может быть отчасти связано с выбросом эндорфина в кровь.Эндорфин - пептид естественного происхождения, который содержится в организме и оказывает воздействие, аналогичное действию морфина и других производных опиума. Он оказывает болеутоляющее действие, уменьшая величину сигналов, передаваемых по нейронам (нервным клеткам).Например, во время родов происходит выброс эндорфина, что снижает ощущение боли женщины даже без использования медикаментов.

Адреналин

Адреналин (от лат. ad - при и геnalis - почечный) - гормон, вырабатывающийся, как и норадреналин, в мозговом слое надпочечников, играющий важную роль в жизнедеятельности организма человека. Адреналин секретируется и при незначительной активности. Даже после молитвы таравих воздействие адреналина и норадреналина продолжают проявляться. Выброс адреналина увеличивает скорость кровотока, сердце начинает работать быстрее, ускоряется реакция, т.к. в мышцы поступает больше крови, насыщенной кислородом. Активность симпатической нервной системы и секреция адреналина мозговым веществом надпочечников связаны друг с другом. Так, при физической нагрузке возрастает секреция адреналина, усиливая действие симпатической нервной системы. Достаточно даже мысли или намерения совершить намаз, чтобы активизировать деятельность симпатической нервной системы, которая мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию.

Заключение

Ислам является единственной религией, где движения во время намаза, который является одним из обязательных видов поклонения Всевышнему, объединены с духовными переживаниями. Когда намазы практикуются в течение всей жизни человека, повторяясь каждые несколько часов, это приспосабливает его проводить сложнейшую медитацию в сочетании с физической активностью, так, что молящийся получает как духовную, так и физическую пользу от поклонения своему Господу. Обязательные намазы и таравих уникальны в том плане, что физическое напряжение, связанное с телодвижениями, сочетается с моральной релаксацией. Регулярные обязательные и дополнительные намазы уменьшают раннюю смертность людей с повышенным артериальным давлением (первичный риск сердечных заболеваний) на половину. Они также борятся с генетическими тенденциями к ранней смертности.

Снижается артериальное давление;

Улучшается работа сердца;

Увеличивается насыщение крови кислородом;

Улучшается кровообращение;

Снижается уровень холестерина в крови;

Устраняется депрессия;

Улучшается возможность справляться со стрессом;

Улучшается самооценка;

Улучшается сон, и общее состояние человека;

Поддерживается стабильный уровень сахара в крови;

Снижается излишний вес;

Улучшается работа легких;

Усиливаются кости;

Увеличивается мышечная сила;

Увеличивается скорость обмена веществ;

Снижается риск заболевания раком;

Улучшается способность концентрироваться.

Таким образом, все намазы (обязательные, ваджиб, сунна, нафль и таравих) необходимы человеку для продолжительной и качественной жизни.

Вопрос: Какие действия по порядку следует совершать женщине, кто желает совершить молитву тарауих дома? Должна ли она знать Коран наизусть, чтобы совершать молитву тарауих в одиночку? Или ей достаточно читать то, что она знает наизусть?

Ответ:

Хвала Аллаху.

Во-первых.

Молитва женщины дома лучше, чем молитва в мечети. Это касается и обязательных, и дополнительных молитв, в числе которых и молитва тарауих.

«Молитва, совершенная женщиной дома, лучше, чем молитва, совершенная ею в мечети. Это касается как обязательной, так и дополнительной (тарауих и пр.) молитвы».

Во-вторых.

Женщине совершает молитву тарауих столько, сколько она может, и следует Сунне настолько, насколько она в состоянии. Если она знает Книгу Аллаха наизусть и может долго выстаивать молитву, то пусть она совершает 11 рака‘атов или 13 рака‘атов: по два рака‘ата, а в конце совершит молитву витр.

Если она не может выстаивать молитву долго, то пусть она по два, по два рака‘ата совершает столько молитв, сколько ей предписал Аллах. И когда она почувствует, что совершила то, что могла, пусть совершит молитву витр.

Ученые Постоянного Комитета сказали:

«Молитва тарауих – это молитва в 11 или 13 рака‘атов. После каждых двух рака‘атов молящийся дает приветствие, а в конце лучше совершить молитву витр в один рака‘ат. В этом молящийся последует Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Если человек совершит 20 и более рака‘атов, то в этом тоже нет ничего плохого, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Ночная молитва по два, по два. И если кто-либо из вас испугается, что наступит утренняя заря, то пусть совершит молитва витр в один рака‘ат, делая нечетным количество рака‘атов, совершенных ранее“ (аль-Бухари, Муслим). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ограничил количество рака‘атов».

В-третьих.

Женщина не обязана знать Благородный Коран наизусть для того, чтобы совершать молитвутарауих дома. Но если она знает Коран наизусть или выучила наизусть немалую его часть, то пусть совершает молитву, читая те суры, которые знает.

Если же она не знает столько сур, сколько достаточно для совершения молитвы дома, то нет греха, если она в молитве будет читать Коран из книги.

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал:

«Если есть необходимость читать непосредственно из Корана, (когда) человек является предводителем в молитве, или если это женщина, которая совершает ночную молитву дома, или это мужчина, которые не знает Коран наизусть, то в этом нет ничего плохого».

Если в доме есть еще женщины, то нет ничего плохого в том, чтобы одна из них была предводителем в их молитве. В этом случае ей следует встать посередине ряда и читать то, что она может. И если она станет читать из книги Корана, то в этом нет ничего плохого.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Для женщины лучше совершать молитву дома, даже если есть мечеть, в которой совершается молитва тарауих. Если женщина совершает молитву дома, то нет ничего плохого в том, чтобы женщины дома совершали молитву коллективно. В этом случае, если она знает из Корана наизусть мало, она может читать Коран из книги». Приводится с сокращениями.

В-четвертых.

Женщина не совершит грех, если совершает молитву тарауих или другие молитвы в мечети коллективно вместе с мужчинами, особенно, если это стимулирует ее выстаивать в молитве дольше и способствует совершению этой молитвы постоянно. Однако, и обязательная, и дополнительная молитва женщины дома лучше. Изначально, в основе, молитва женщины в своем доме лучше, чем молитва в мечети.

Шейху Ибн Базу, да помилует его Аллах, задали вопрос:

«Что говорит Шариат о молитве тарауих, которую женщина совершает в мечети?»

Он ответил:

«В основе молитва женщины дома лучше для нее. Однако, при условии, что она будет укрыта и сдержанна, если она видит пользу в совершении молитвы в мечети, например, если это побуждает её (молиться), или если она получает пользу из уроков, то в этом нет греха и ничего плохого, хвала Аллаху. Это также хорошо, так как в этом есть большая польза и усердие в совершение праведного деяния».

Ему также задали вопрос: «Может ли женщина совершать молитву тарауих в мечети вместе с мужчинами?»

Он ответил:

«Да, это желательно для нее, если она опасается лени дома. Если это не так, то лучше ей молится дома. Однако если есть необходимость, то в этом нет ничего плохого. Женщины совершали вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, пять обязательных молитв в мечети, но он говорил: „Их дома лучше для них“.

Некоторые женщина ленятся дома, слабеют. Поэтому, если они выходят в мечеть для совершения молитвы укрытыми, без украшений и в полном исламском одеянии, и чтобы услышать полезные слова ученых, то они получат за это награду. Ведь их цель блага».

Шейх Ибн ‘Усеймин сказал:

«Молитва тарауих дома для нее лучше. Но если молитва в мечети побуждает её молиться, и молитву она совершает более смиренно, а также если она опасается, что при нахождении дома оставит молитву, то в этом случае молитва в мечети для неё лучше».

Для дополнительной информации обратитесь также к ответам на вопросы № 3457, № 65562.

А Аллаху ведомо лучше.

Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Маджму‘ату-ль-уля. Т. 7. С. 201.

То есть молящийся совершает молитвы по два рака‘ата. Всего 10 или 12 рака‘атов.

Фатауа-ль-ляджнати-д-даима. Маджму‘ату-ль-уля. Т. 7. С. 198.

Ибн Баз ‘Абд аль-‘Азиз. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 8. С. 246.

Ибн ‘Усеймин М. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб.

Фетва с официального сайта шейха: http://www.binbaz.org.sa/mat/15477

Ибн Баз ‘Абд аль-‘Азиз. Фатауа нурун ‘аля-д-дарб. Т. 9. 489.

Ибн ‘Усеймин М. Аль-ликаъу-ш-шахри.

Сайт «Ислам: вопрос и ответ» Islam Q&A фатва № 222751

Аудио версия настоящей статьи:

Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления утренней зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, когда люди словно пребывают в прострации , в условиях духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как Таравих, способствует появлению чувства общности, единения. Мечеть - это место, где люди общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома» .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба» . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах» . Однако ритуал Таравиха, состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода .

Совершается молитва Таравих после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно .

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

سُبْحَانَ ذِي الْمُلْكِ وَ الْمَلَكُوتِ

سُبْحَانَ ذِي الْعِزَّةِ وَ الْعَظَمَةِ وَ الْقُدْرَةِ وَ الْكِبْرِيَاءِ وَ الْجَبَرُوتِ

سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْحَيِّ الَّذِي لاَ يَمُوتُ

سُبُّوحٌ قُدُّوسٌ رَبُّ الْمَلاَئِكَةِ وَ الرُّوحِ

لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ نَسْتَغْفِرُ اللهَ ، نَسْأَلُكَ الْجَنَّةَ وَ نَعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ

Транскрипция:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.

Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.

Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.

Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.

Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…»

Перевод:

«Свят и Идеален тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…»

(Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила)… В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» .

Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства - твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство - твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я - твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и со словами «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

Вопросы по теме

(ответы имама на вопросы о намазе Таравих)

1. Какие дополнительные намазы читают во время поста?

1. Таравиха, Витра и Тахаджуда достаточно.

2. Обычное намерение на два ракяата дополнительной молитвы .

Уважаемый имам, когда восполняешь пропущенные дни поста, можно ли совершать пропущенную молитву Таравих? Э.

Дни обязательного поста необходимо восполнять, но Таравих восполнять не нужно. Таравих относится к категории дополнительных молитв, а не обязательных.

Сейчас, во время Рамазана, читают молитву Таравих. В ближайшей мечети города, где я живу, прихожане договорились за весь намаз прочитывать один джуз Корана. Но сам имам читает джуз во время Таравиха с книги - в одной руке Коран, другая на поясе. И так весь намаз. Насколько я понимаю, Пророк так не делал, он знал Коран наизусть и не умел читать. Вопрос: была ли такая практика у сподвижников или у праведников, признанных ученых? Может, стоит посещать другую мечеть на время данного намаза?

Такое возможно (по мнению некоторых ученых-суннитов), но обычно ставят Коран на специальную подставку, дабы освободить руки и не делать лишних движений в молитве-намазе. Если продолжительность молитвы Таравих в ближайшей мечети вас устраивает, тогда нет необходимости идти в другую.

По мнению некоторых ученых такое возможно.

Должны ли женщины совершать Таравих? Если да, то можно ли совершать его дома, одной? Ая.

Как для мужчин, так и для женщин совершение данной молитвы-намаза является сунной, то есть желательным действием. Вы можете совершить ее дома, одна.

Почему в этом году в вашей мечети до Таравиха не читалась проповедь? С чем это связано?

Канонической необходимости в этом нет, а потому имам может читать ее, если видит потребность, а может и не читать.

Если я намереваюсь сделать Таравих-намаз в 20 ракяатов, то как их читать? По 2 ракяата (10 раз) или по 4 ракяата (5 раз)? Какие молитвы и ду‘а читать в перерывах?

Все это на ваше усмотрение.

Читается ли Таравих в последний день поста, ведь вечером начинается первый день следующего месяца? Тимур.

Вы правы, в последний день поста молитва Таравих не читается.

Можно ли мне ездить на Таравих в мечеть, если я не держу пост? У меня лечение, в течение которого необходимо месяц пить лекарства. Есть большое желание держать уразу, но врач сказал, что надо пропить курс, а то не будет пользы от предыдущих двух недель принятия лекарств. Меня терзают сомнения и мне неудобно и непривычно, что не держу пост, хотя сам понимаю и чувствую, что лекарства необходимо пропить. У.

Можете ездить на Таравих.

В мечети нашего города после Таравиха имам зачитывает хадис о вознаграждении, получаемом человеком, пришедшим на намаз. И причем это относится к каждому дню на протяжении всего месяца поста. Скажите, правда ли это? Слышали ли вы такие хадисы? Рамиль.

Достоверных хадисов по этому поводу нет.

Недавно наткнулась на статью в местной газете, где подробно описывались вознаграждения каждой ночи за чтение молитвы Таравих во время поста. Например, в первый день месяца Рамадан прочитавшему Таравих Всевышний простит все его грехи, во второй день Аллах простит все грехи родителей читавшего Таравих и так далее до конца поста. Расскажите об этом подробнее. Еркежан, Казахстан.

В Коране и достоверной Сунне об этом не говорится.

Мы с друзьями на второй день поста опоздали на молитву ‘Иша, сразу же встали с джамаатом на Таравих-намаз. Считается ли фард молитвы ‘Иша пропущенным или его вместе с сунной можно совершить после Таравиха и Витра? Мурат.

Пятая обязательная молитва не считается пропущенной, вам необходимо совершить ее после Витра. На будущее: если вы опаздываете, то в первую очередь отдельно от имама совершаете пятую молитву и только после присоединяетесь к Таравиху.

Я езжу на Таравих в мечеть. Домой приезжаю около полуночи. Моя супруга жалуется на то, что я каждый вечер ухожу в мечеть, а когда прихожу, то ложусь спать. Ей не хватает времени, которое я с ней провожу. Мне же очень нравится совершать Таравих в мечети, я ждал этого весь год. Как мне лучше поступить? Отвергнуть ее претензии и, несмотря на ее обиду, пойти в мечеть или ходить в мечеть через день, как я сейчас и делаю? Искандер.

Обязательно ходите в мечеть, это зарядит вас позитивно, облагородит и положительно настроит на весь последующий год.

Что же касается супруги, то настоятельно советую найти мою книгу «Семья и Ислам», которая откроет вам глаза на многие тысячи обстоятельств семейной жизни. То, что ваш поход в мечеть раздражает супругу, говорит об очень низком уровне взаимопонимания между вами. Этот пробел необходимо восполнить за счет знаний и опыта других.

Хазрат, почему вы раньше читали Таравих-намаз в 20 ракяатов, а сейчас в 8 ракяатов? Разве можно так? Я послушал одного знаменитого хазрата, он говорит, что так нельзя. Ответьте, пожалуйста, это для меня и моих друзей очень важно! Махмуджон.

В последние два года (2010, 2011 гг.) мы перешли на 8 ракяатов по той простой причине, что большинство прихожан нашей мечети - это работающие люди, а не пенсионеры. Читая 8 ракяатов, мы завершаем за полночь, а читая 20 ракяатов, получится и того позднее. К тому же учитывайте, что людям в 3 часа ночи вставать на утренний прием пищи, а потом в 7 утра ехать на работу.

Наиболее известными с точки зрения Сунны являются два варианта - 8 и 20 ракяатов. На период, пока пост приходится на летнее время, согласовав наше решение с муфтием, мы проводим в нашей мечети только 8 ракяатов Таравиха. Желающие могут дочитывать дома до 20.

В религиозной практике я следую ханафитскому мазхабу, но не являюсь строгим приверженцем мнений лишь одного мазхаба, тем более когда эти мнения могут серьезно затруднить жизнь простым верующим. Религия дана нам в легкость, а потому нужно все разумно соизмерять.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал:

(1) «Облегчайте и не усложняйте, радуйте и не вызывайте отвращения, не отталкивайте» .

(2) «Религия - это легкость. И кто бы ни препирался с нею [проявляя излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость, например желая превзойти других проявлением «особой» набожности], проиграет» .

(3) «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость погибнут!»

(4) «Бойтесь чрезмерности в вопросах веры, религии! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого» .

(5) «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически] те, кто щепетильны и чрезмерно строги». Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды» .

Проблема в том, что во время Таравиха из-за непонимания смысла читаемого мысли уходят в сторону. Бывает, что почти засыпаешь. Дома, когда читаю намаз, после арабского читаю и его перевод. Посоветуйте, как справиться с проблемой. Надим.

Таравих (араб.) - множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».

Прострация - состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.

Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.

См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.

Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них - вторым праведным халифом.

Совершение в Таравихе двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.

Там же. С. 1091.

Подробнее об этой молитве читайте в моей книге «Мусульманское право 1–2». С. 263.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и ан-Насаи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 590, хадис № 10010, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]: В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 50, хадис № 69; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 6. Ч. 12. С. 40–42, хадисы № 6 (1732), 7 (1733), 8 (1734)

Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 261, хадис № 4301, аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 1. С. 366, хадис № 1323.

Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Ахмада, Муслима и Абу Дауда. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 569, хадис № 9594, «сахих»; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 8. Ч. 16. С. 220, хадис № (2670) 7.

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 174, хадис № 2909, «сахих»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 328, хадис № 3029, «сахих».

См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 398, хадис № 1738, «сахих».

Как совершается намаз-таравих и его значимость.

Намаз-таравих – это желательный намаз (намаз-сунна), совершаемый в течение месяца Рамадан после обязательного ночного намаза. Его начинают совершать с 1-й ночи и завершают в последнюю ночь поста. Намаз-таравих предпочтительно совершать коллективно в мечети, если же нет таковой возможности, то дома, вместе с семьей, соседями. В крайнем случае, его можно совершить и в одиночку.

Обычно совершают восемь ракаатов: четыре намаза по два ракаата, но лучше выполнить двадцать ракаатов, т.е. десять намазов. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал как двадцать ракаатов, так и восемь. По окончании намаза-таравих, совершают три ракаата намаза-витру (вначале двухракаатный намаз, затем одноракаатный).

Порядок совершения намаза-таравих
Таравих состоит из четырех или десяти двухракаатных намазов и молитв, читаемых между этими намазами (до и после них). Эти молитвы приведены ниже.

1.После совершения обязательного ночного намаза и намаза-сунны ратиба, читается дуа (мольба) №1.
2. Совершается первый намаз-таравих.
3. Читается дуа №1.
4. Соввершается второй намаз-таравих.
5. Читается дуа №2 и дуа №1.
6. Совершается третий намаз-таравих.
7. Читается дуа №1.
8. Совершается четвертый намаз-таравих.
9. Читается дуа №2 и дуа №1.
10. Совершается двухракаатный намаз-витру.
11. Читается дуа №1.
12. Совершается одноракаатный намаз-витру.
13. Читается дуа №3.

Молитвы, читаемые между намазами-таравих
Дуа №1: “Ла хIавла ва ла къуввата илла биллагь. Аллагьумма салли гIала МухIаммадин ва гIала али МухIаммадин ва саллим. Аллагьумма инна насъалукаль джанната фанагIузубика минаннар”.
لا حول ولا قوة الا بالله اللهم صل علي محمد وعلي آل محمد وسلم اللهم انا نسالك الجنة فنعوذ بك من النار

Дуа №2: “СубхIана ллагьи вальхIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу ва ллагьу акбар. СубхIана ллагьи гIадада халкъигьи ва ризаа нафсигьи ва зината гIаршигьи ва мидада калиматигь” (3 раза).
سبحان الله والحمد لله ولا اله الا الله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته

Дуа №3: “СубхIаналь маликиль къуддус (2 раза). СубхIаналлагьиль маликиль къуддус, суббухIун къуддусун раббуль малаикати ваppyxl. СубхIана ман тагIаззаза биль къудрати валь бакъаъ ва къагьараль гIибада биль мавти валь фанаъ. СубхIана раббика раббиль гIиззати гIамма ясифун ва саламун гIалаль мурсалина вальхIамду лиллагьи раббиль гIаламин”.
سبحان الملك القدوس سبحان الملك القدوس سبحان الله الملك القدوس سبوح قدوس رب الملائكة والروح سبحان من تعزز بالقدرة والبقاء وقهر العباد بالموت والفناء سبحان ربك رب العزة عما يصفون وسلام علي المرسلين والحمد لله رب العالمين
Все эти мольбы читаются всеми молящимися вслух.

В завершении читается следующее дуа:
“Аллагьумма инни агIузу биризака мин сахатIика ва бимугIафатика мин гIукъубатика ва бика минка ля ухIси санаъан гIаляйка анта кама аснайта гIаля нафсика”.
اللهم اني اعوذ برضاك من سخطك وبمعافاتك من عقوبتك وبك منك لا احصي ثناء عليك أنت كما أثنيت علي نفسك

В некоторых приданиях приводятся данные о степени вознаграждения за исполнение намазов-таравих в течении всего месяца Рамадан:
Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному.

Если исполнит его и во 2-ю ночь – грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане.
Если и в 3-ю ночь – призовет ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершенные грехи»!
Если и в 4-ю ночь – ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур и Коран.
Если и в 5-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке, в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме.
Если и в 6-ю ночь – Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека.
Если и в 7-ю ночь – он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана.
Если и в 8-ю ночь – Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему).
Если и в 9-ю ночь – ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха.
Если и в 10-ю ночь – Аллах даст ему все благое этого и Того мира.
Кто совершит молитву и в 11-ю ночь – покинет этот мир, подобно ребенку, покидающему утробу матери (безгрешным).
Если и в 12-ю ночь – он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом.
Если и в 13-ю ночь – он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня.
Если и в 14-ю ночь – ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса.
Если и в 15-ю ночь – его будут благословлять ангелы, в том числе носители Арша и Курса.
Если и в 16-ю ночь – Аллах убережет его от Ада и одарит его Раем.
Если и в 17-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам.
Если и в 18-ю ночь – Ангел воззовет: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями».
Если и в 19-ю ночь – Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс.
Если и в 20-ю ночь – Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников.
Если и в 21-ю ночь – Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния).
Если и в 22-ю ночь – этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня.
Если и в 2З-ю ночь – Аллах построит ему город в Раю.
Если и в 24-ю ночь – 24 молитвы этого человека будут приняты.
Если и в 25-ю ночь – Аллах избавит его от могильных мук.
Если и в 26-ю ночь – Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения.
Если и в 27-ю ночь – он молниеносно пройдет через мост Сират.
Если и в 28-ю ночь – Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю.
Если и в 29-ю ночь – Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей.
Если и в 30-ю ночь – Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я – твой Господь, ты – Мой раб». (Нузхатуль Мажалис).

Тахаджуд намаз - намаз, который совершается после Иша намаза и до появления зари. Ночной тахаджуд-намаз, который совершается во время месяца Рамадан, называется Таравих . Это намаз выполняется после намаза Иша, но перед намазом Витр. Отличие Таравих намаза от Тахаджут заключается в количестве ракатов и времени совершения. Начинают совершать Таравих намаз в первую ночь месяца Рамазан, а заканчивают в последнюю ночь поста. Данный намаз предпочтительно совершать джамаатом в мечети, если нет возможности посещения мечети. Обычно в мечетях во время Таравих намазов читается один джуз Корана с тем, что бы полностью прочитатьКоран за месяц Рамадан. Это очень важно, потому что не у всех есть возможность прочитать Коран самому в этот месяц.

Сколько ракатов Таравих намаза надо читать?

Можно читать 8 ракатов - это мнение относится к шафиитскому мазхабу, а так же можно читать и 20 ракатов - это мнение ученых ханафитсткого мазхаба. Многие ученые опираются на мнения сподвижников, которые сошлись по иджме, то есть общему согласию в определении 20 ракатов для Таравих намазов. Хафиз Ибн Абдульбаррсказал: «У сподвижников не было споров по данному вопросу» («Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур"ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194).

В то же время сторонники 8 ракатов опираются на слова Аишы. Она на вопрос: «Как молился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в ночи Рамадана?», - ‘Аиша ответила: “Ни во время Рамадана, ни в другие месяцы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал по ночам молитв более чем в одиннадцать рак’атов”. аль-Бухари 1147, Муслим 738. То есть 8 ракатов Таравих намаз и 3 раката Витр намаз.

Правила совершения Таравих намаза.

Как упоминалось выше намаз Таравих состоит из 8 или 20 ракатов. Намаз выполняется по 2 раката 4 раза или 10 раз, то есть читаются 2 раката, как 2 раката Фаджр намаза и так повторяется 4 раза или 10 раз. В результате получается 8 и соответственно 20 ракатов. Можно так же читать по 4 раката 5 раз. Между каждыми 2 или 4 ракатами делается небольшой перерыв. В мечетях его используют для небольших проповедей. А если человек совершает намаз дома, то можно в это время делать зикр или читать Коран.

Как читать 2 раката.

1) Примите сердцем намерение, что вы молитесь 20 ракаатов таравиха, являющегося сунной, по 2 ракаата.

2) Начните намаз, произнеся «Алаху акбар!», и сомкните руки.

3) Произнесите: «Субханака», "Аузу...", "Бисмиллях....

5) По окончании чтения суры или части Корана, склонитесь в руку и произнесите трижды: «Субхана Раббияль Азым».

6) Поднимитесь из руку и встаньте прямо. Поднимаясь, произнесите: «Сами"аллаху лиман хамидах», - и, когда уже будете стоять прямо, скажите: «Раббана уа лякаль хамд».

8) Из саджда перейдите в сидячее положение.

9) Снова склонитесь в саджда и произнесите трижды: «Субхана Раббияль А"аляа».

10) Поднимитесь из саджда и встаньте на второй ракаат. Произнесите»Алаху акбар!», суру «Аль Фатиха» и еще 1 суру или часть Корана.

11) Закончив чтение Корана, склонитесь в руку. Далее следуйте той же последовательности действий, что указана для первого ракаата, — вплоть до второго саджда.

12) После второго саджда сядьте и произнесите « Аттахийату ...», « Аллахума салли ала...» и дуа, которое читаете перед окончанием намаза.

13) Закончите намаз, произнеся: «Ассаламу алейкум уа рахматуллах», - и поверните лицо направо. Далее сделайте то же самое, поворачивая лицо налево.

Награда за Таравих намаз

В хадисе говорится: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 37, Муслим 759). Имам аль-Баджи сказал : “В этом хадисе содержится великое побуждение к совершению ночных молитв в Рамадане, и необходимо стремиться к этому, поскольку в этом поступке содержится искупление прошлых грехов. Знай, что для того, чтобы простились грехи, необходимо совершать эти молитвы с верой в истинность обещания пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремясь заработать награду Аллаха, отстраняясь от показухи и всего, что нарушает деяния!” (“аль-Мунтакъа” 251).

В другом хадисе рассказывается : “Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха, и что ты - посланник Аллаха, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто умрет на этом, будет в Раю среди правдивых и шахидов!»” (аль-Баззар, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1/419).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида джихада против души! Джихад с дневным временем ради поста, и джихад с ночью ради совершения ночных намазов. И тот, кто объединил в себе эти два вида джихада, тот заслужит награду без счета!” (“Лятаифуль-ма’ариф” 171).