Как выглядят стопы у балерин. Как выглядят ноги балерины без пуантов. Особенности строения и внешнего вида ног

Профессиональный риск и заболевания

Балет с давних пор не перестает восхищать людей по всему миру. А балерины кажутся подобными воздушным феям, для которых не существует законов земного притяжения. На самом деле, подобная легкость объясняется годами упорного труда, и профессиональные заболевания являются обычным явлением в сфере балета. Ноги балерины – самое уязвимое место. Они необычайно крепкие, сильные и выносливые. По-другому и быть не может, ведь они должны выдерживать массу женского тела на крошечном пятачке пола, когда она стоит на цыпочках в пуантах.

Это та сторона медали, которая недоступна обыкновенному зрителю и проявляется лишь за кулисами. Наиболее распространенными травмами среди балерин бывают растяжение связок, растяжения и вывихи. Нередки и травмы тазобедренного сустава, которые могут повлечь целый ряд воспалений в области малого таза.

Профессиональным и обязательным условием является ломка подъема верхней части стопы, которая заключается в принудительном растяжении связок. Для того, чтобы выполнить этот противоестественный изгиб, в ход идут любые предметы. В связи с постоянными перегрузками, связки зачастую не выдерживают, и весь связочный аппарат ослабевает и разбалтывается. Ноги балерины без пуантов с годами не становятся лучше. Нередки случаи, когда ногу легко подвернуть при беге или в прыжке. Результатом такой красоты будут артрозы, артриты и тромбофлебит.

Первые признаки заболеваний ног среди артисток балета связаны с нарушением циркуляции крови. Ногти на ногах меняют свой цвет и толщину, то есть либо утолщаются, либо становятся ломкими. Постепенно проявляются вены, которые все заметнее просвечивают через кожу на ногах балерины после выступления. Не стоит тешить себя надеждами, что это лишь косметический дефект. С течением времени вены утолщаются и становятся все более извилистыми. Их уже легко прощупать после физических нагрузок. С прогрессией заболевания ноги наливаются, появляется чувство тяжести в них. Это происходит отчасти из-за кислородного голодания мышц. В венах начинаются процессы застоя крови.


Спустя некоторый промежуток времени могут начаться судороги икроножных мышц. Кислородная недостаточность также является характерной чертой заболевания ног у балерин. Появляются отеки на ногах, могут иметь место следы кожного – высыпания и зуд на коже. Конечной стадией развития болезни при отсутствии своевременного лечения будут язвы на ногах, закупорка сосудов, и разрывы вен с последующими кровотечениями.

Особенности строения и внешнего вида ног

Ноги профессиональной балерины без пуантов не всегда выглядят привлекательным образом. Еще одной характерной чертой будет так называемая вальгусная деформация стопы и образование шишек на пальцах. Эти явления напрямую связаны со значительными перегрузками, которые приходится испытывать во время тренировок и выступлений. Они выражаются в появлении видимых утолщений, которые не только мешают при ношении обуви, но и способны воспаляться и кровоточить. Деформация пальцев выглядит как искривление их внутрь стопы, которая начинается с большого пальца и постепенно может затрагивать остальные.

Во время танца стопа артистки испытывает напряжение, которое выходит за рамки естественных природных данных. С течением времени передняя часть стопы приобретает вид распластанности. В результате движений на пальцах образуется поперечное плоскостопие, а крайние плюсневые кости расходятся в стороны и расширяется передний отдел стопы. Развитие вальгусной деформации связано с тем, что туфель балерины стягивает ногу в поперечнике, а из-за движения на кончиках пальцев нагрузка на большой палец колоссальна. Еще одной особенностью развития ног является утолщение плюсневых костей и изменение длины пальцев ног. Движения во время исполнения танца направлены вокруг оси стопы. Стопа скручивается и раскручивается в противоположных направлениях относительно переднего и заднего отделов.


Ноги балерины без профессиональной обуви – пуантов требуют высочайшей заботы и ухода, для того, чтобы не прятать их от посторонних глаз. С профилактической целью артистки принимают контрастные ванны, делают компрессы, которые способствуют размягчению стоп и расслаблению ножных мышц. В свободное время балерины стараются ставить ноги на любое доступное возвышение, для того, чтобы улучшить кровообращение нижних конечностей.

Вне всяких сомнений, балет - главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.

Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко , премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах - в материале портала Москва 24.

"Женщина, занимающаяся балетом, - балерина, а мужчина - балерун" Нет, конечно. Слова «балерун» вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, - это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) - актер. Но мой сын придумал новое название - «балерин». Он говорит, раз мама - балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке «балерин» и значит как раз артист балета.

"Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом" Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все - в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожные с вишней, с яблоком и корицей - их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.

"Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты" Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах - это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думаю другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.

"Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру" Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, - у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример - Диана Вишнева . Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.

Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова , Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, - это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста - это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.

"Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде" Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.

"У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день" Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом - понедельник, в Театре Станиславского - вторник. В труппах западного образца - либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск - 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.

Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают - тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам… В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке - иначе с началом сезона будет тяжело.

"Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла" Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы… Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.

Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста «подготовка к Олимпиаде» заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.

"Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь" Мужчины - нет, а балерины - да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского «Светлый ручей». Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются - в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.

"В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат «браво» после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал" Такие люди действительно существуют, называют их «клакеры». Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат «браво». Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.

Балетом с давних пор восхищаются множество людей по всему миру. И балерины предстают в нем грациозными и легкими бабочками, на которых не действует сила притяжения. Но добиться такой легкости представительницам прекрасного пола удается исключительно упорным трудом, приводящего к появлению профессиональных заболеваний, среди которых самым распространённым, является деформированная стопа.

Особенности

Нога, а точнее, обе стройные ножки у балерин являются самым уязвимым местом. Несмотря на то, что они выносливые, крепкие, сильные и способны выдерживать вес тела, перенося нагрузку исключительно на цыпочки, нижние конечности испытывают колоссальные нагрузки и часто травмируются.
Об этой стороне медали зрители не знают, так как об этой проблеме принято говорить только за кулисами. Самыми частыми травмами, которые получают балерины, являются переломы , растяжения и вывихи . В балетной практике случаются и переломы бедра , влекущие за собой множество проблем, включая полный запрет на занятия танцами в дальнейшем.
«Для всех балерин, решивших посвятить себя этому виду танца обязательным условием, является ломка подъема верхнего стопного отдела, заключающаяся в принудительном и болезненном растяжении связок. Для того чтобы получить необходимый антианатомический изгиб, танцовщицы используют различные способы.
Так как ноги у балерин постоянно испытывают колоссальные нагрузки, связочный аппарат не выдерживает и ослабевает. Без специальной поддержки пуантов нижние конечности легко подворачиваются, что влечет за собой различные травмы, в результате которых возникает тромбофлебит , артроз и артрит , с возрастом приводящие к полной инвалидизации».
Первыми признаками заболеваний нижних конечностей является нарушение кровотока и лимфооттока. Ногти на ногах утолщаются и меняют цвет либо становятся ломкими и слезают. Постепенно начинают появляться венозные утолщения, которые сильно выделяются после длительных занятий или выступлений.
Многие начинающие танцовщицы считают, что это всего лишь косметический дефект, но со временем вены начинают утолщаться, становится извилистыми, что приводи к тромбофлебиту. Ноги начинают болеть, и появляется тяжесть, все это происходит из-за кислородного голодания мышечного аппарата нижних конечностей, именно из-за этого в венах застаивается кровь.
Через некоторое время недостаток кислорода начнет проявлять себя через судороги, отечность, зуд и высыпания на коже. В запущенной стадии недуга на нижних конечностях появляются язвы, разрыв вен с последующим кровотечением.

Вальгусная деформация


Стопы балерин без специализированной обуви выглядят, мягко говоря, непривлекательно. Еще одним характерным признаком, который чаще всего встречается у танцовщиц, является вальгусная деформация , представленная шишкой на большом пальце.
Возникает она из-за сильных перегрузок, которым балерины подвергают себя во время тренировок и выступлений. Деформация проявляется видимыми утолщениями, мешающими надевать обувь и вызывающими дискомфорт. Помимо того, что деформация имеет неэстетичный вид, она еще может воспаляться и кровоточить. Искривленный большой палец со временем приводит к тому, что происходит стороннее смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы.
Во время выступлений на стопы танцовщиц оказывается непосильная нагрузка, в результате которой с течением времени передний свод стопы становится распластанным. Постоянное движение на носочках приводит к развитию поперечного плоскостопия и расхождению крайних плюсневых костей в стороны. Эти изменения приводят к расширению переднего отдела стопы и вальгусной деформации. К тому же плюсневые кости утолщаются, и изменяется длина пальцев нижних конечностей. Именно по этой причине балерины сталкиваются с деформацией стопы и шишками на больших пальцах.

Симптомы

Симптомы заболевания обуславливаются наличием бурсита больших пальцев нижних конечностей. Помимо выпирающей косточки, пациенток постоянно беспокоят боли, отеки и деформация стопы. Также появляются мозоли , из-за которых носить любую обувь, оказывающую давление на стопу становится невозможным.

Диагностика

При первичном осмотре врач выслушивает жалобы, составляет анамнез. Пациенток могут беспокоить неприятные ощущения в большом пальце при тренировках и ходьбе. Их вызывает дегенеративные процессы, протекающие внутри суставного хряща из-за повышенных нагрузок. Со временем боли становятся сильнее и деформация увеличивается и уже прощупывается при осмотре ступни.
Помимо внешнего осмотра, ортопед назначает рентгенографию, чтобы посмотреть насколько серьезно деформировалась стопа и плюсневые кости. Также может быть проведено УЗИ для диагностики состояния сосудов в стопе, так как именно они в первую очередь страдают от тесных пуантов и постоянных нагрузок. Исходя из полученных данных, назначается необходимая терапия.
Так как ни одна балерина не откажется от танцев, им рекомендуют тщательно следить за нагрузкой на ступни и выбирать более-менее удобную обувь и не запускать профессиональные болезни.

Лечение

В первую очередь при вальгусной деформации ортопеды назначают снижение нагрузки на стопу и ношение удобной ортопедической обуви. Также можно носить специальную шину или фиксатор , позволяющую выравнивать деформацию большого пальца нижних конечностей. Все они действуют исключительно на начальной стадии заболевания.
Для лечения деформации стопы и шишки на большом пальце назначают нестероидные противовоспалительные препараты и физиотерапию. Они помогают снять болевые ощущения и снизить внутрисуставное воспаление.

Операция

Зачастую консервативное лечение не дает желаемых результатов, и ортопед назначает оперативное вмешательство. Подобрать ту или иную методику сложно, так как их насчитывается более сотни, но все же самой антитравматичной и безопасной является лазерная коррекция вальгусной деформации .
Хирургическое лечение позволяет удалить выпирающий участок деформированной кости, реконструировать плюсневые кости и фалангу пальца после иссечения, а также усилить мышечный корсет вокруг фаланги таким образом, чтобы не возникало рецидивов. Какой именно хирургический метод выбрать определит врач, отталкиваясь от запущенности недуга и степени деформации сустава.

Реабилитация

В зависимости от того насколько травматичной была операция реабилитация может длиться от недели до нескольких месяцев. Чтобы избежать болезненных ощущений, исключить травмы заживающих тканей и костей, а также улучшить регенерацию, необходимо носить бандаж и специальную ортопедическую обувь и стельки . Первое время могут понадобиться костыли .
У пациенток с сильной деформацией и воспалительным процессом регенерация проходит дольше и чтобы ее ускорить назначается физиотерапия и прием противовоспалительных препаратов.
Придерживаясь всех предписаний врача, а также следя за здоровьем своих ног развитие профессиональных заболеваний стоп можно избежать либо облегчить их течение. Будьте здоровы.

Год назад, одна знакомая, прислала мне фотографию, на которой "красовались" балетные ножки. Картинка сопровождалась вопросом: "Это действительно так?".

Вот эта фотография.

Ее автор фотограф и балерина Театра классического балета Санкт-Петербурга Дарьян Волкова. Увидев фотографию, в моей голове возник только один вопрос:" Это как надо не уважать себя и не любить свои ноги (которые кстати кормят) чтобы довести их до такого состояния?"

Спустя некоторое время, мне приблизительно с тем же вопросом, прислали еще одну фотографию. Вот эту. Это вообще ужас какой-то. В родном театре я таких ног не видела. А глядя на то, как пуант сидит на левой ноге, складывается ощущения что туфелька-то с чужой ножки.

А буквально на днях, давая интервью одному музыкальному изданию, мне прочитали вопрос из интернета: "А правда, что у балерин ноги всегда в синяках и кровоподтеках?" Типа как у футболистов и кого-то там еще.

Так вот... Нет, это неправда!

Два дня назад я показала эти и другие похожие фотографии своим коллегам в театре. Все были в шоке от увиденного. И реакция была практически одна. "Это как надо не любить свои ноги". "Это больные ноги" (в смысле имеющие какие-либо заболевания, грибок например).
Не знаю где фотографы, выкладывающие подобные фотографии, эти самые балетные ноги находят. Очень хочется посмотреть на этих балерин. Я видела нечто подобное, но у людей к балету никакого отношения не имевших.

А теперь я хочу показать вам ножки балерин Большого театра. Большое спасибо тем, кто согласился принять участие в "фотосессии".

Никаких синяков, кровоподтеков и прочих страшилок.
Мозоли... Так и не у балерин они бывают.

Ноги натирают не только балетными туфлями. Стирают их и простой обувью. Я кстати, последний раз стирала пальцы балетными туфлями лет 15 назад. А вот обычной, жизненной обувью, прошлым летом.

Перед выходом на сцену, артистки - будь то солистки или артистки кордебалета - в случае необходимости заклеивают свои ноги, что бы их не стирать. Хотя порой и эти меры не спасают. Но такое бывает редко, особенно если о своих ножках заботиться.

И косточка на большом пальце бывает не у всех. И никаким образом это не связано с балетом.
И темные пятна на ногтях тоже. Однажды отталкиваясь от бортика в бассейне, я сделала это крайне неудачно, и потом целую неделю ходила с посиневшим ногтем.

Так что не верьте тем, кто говорит, что ноги балерин представляют собой кровавое месиво. И такое я тоже слышала. Как видите ни синяков, ни кровоподтеков.
Просто свои ножки надо любить, за ними надо ухаживать.

P.S. И еще... Не стоит забывать одну простую вещь: любая балерина, вне зависимости от статуса, регалий, положения (ведущая балерина или артистка кордебалета) в первую очередь женщина. И как у любой женщины, то как выглядят ее ноги зависит исключительно от ее отношения к себе - любимой или нелюбимой.

Идеальная фигура, пуанты с ленточками, шикарные костюмы для балета, гастроли, овации и море цветов… Все это - мечта, наверное, любой девушки. Кто-то склоняется в пользу карьеры модели, а кто-то мечтает танцевать, посвятив жизнь профессиональному балету.

Опрос показал, что около 40% людей говорят о балете, как о танцах на цыпочках, столько же считают балет танцами на носочках, и лишь 20% из опрошенных сказали, что это - танец на пуантах. «Пуант» переводится, как «острие» или же «точка». Действительно, если каждое соприкосновение носочков балерины с полом можно было бы нарисовать, то мы могли бы наблюдать пунктирную линию из точек. Балерины, словно воздушные феи, парят над сценой, и кажется, что на них вовсе не действует. Но никто и не догадывается о том, чего стоит такая легкость и грация.

Ноги балерины не могут сравниться даже с ногами опытных легкоатлетов, занимающихся бегом и прыжками. Они настолько упругие, настолько жесткие, что при прикосновении кажутся даже неестественными. И это объяснимо: ноги балерины должны быть сильными и выносливыми, ведь на площадь в пару квадратных сантиметров (размер «пятачка» пуантов) опирается весь вес танцовщицы, чьей красотой восхищается практически каждый.

Но балет завораживает только зрителя, за кулисами и в залах, где проходят репетиции, все выглядит иначе. Это жесткая, даже жестокая реальность.

Ноги балерины подвергаются множеству травм и пыток. Особенно частые травмы в балете - растяжения, переломы, вывихи, повреждения связочных аппаратов суставов. Наибольший процент среди балетных травм приходится на область тазобедренных суставов, следствие которых - комплекс проблем, влекущий за собой воспаления в малом тазу.

Нет необходимости иметь научную степень, чтобы рассчитать балерины весом в 50 кг на площадь в 2 сантиметра. Это - сила, которую скрывают точеные ноги профессиональной балерины.

Среди танцовщиц есть такое понятие, как «ломка подъема». Это насильственные (верхней ее части). Большинство девушек для того, чтобы вытянуть подъем, подсовывают валики под пальцы. Таким образом получается противоестественный переизгиб, но, как вы сами догадываетесь, к хорошим последствиям это не приводит. Растягиваются и даже часто надрываются связки, работающие при растяжении, разбалтываются и слабеют связочные аппараты стоп.

С возрастом ноги балерины легко подворачиваются, особенно при прыжках или в беге. Артриты, тромбофлебиты, артрозы… Все это - сопутствующие болезни балетного искусства, страшная плата за красоту. Мало того, далеко не каждая танцовщица, выйдя на пенсию (кстати, в очень раннем возрасте), сможет позволить себе надеть открытую обувь из-за деформированных стоп.

Но закулисные трагедии этим не исчерпываются. О непостижимых диетах и жесткой конкуренции говорить вообще не принято. Еще одна теневая сторона красоты - заболевания ПТ, слезы, разочарования…

В балет приходят тысячи девочек, но настоящими звездами становятся единицы. Многие, не выдержав напряжения и колоссальных нагрузок, уходят уже в первые месяцы...